КТО-НИБУДЬ ЗНАЕТ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ОБЩЕНИЕ»? В чем заключается его наад ? Как воздействует его звучание? Скажите мне, что подразумевают под «общением»? Общение – это «общее мнение». Общее представление. Намерение всякого человека состоит в том, чтобы быть вместе. Человек есть общественное животное – биологически, психологически, социологически. Бог не способен жить один, Бог не способен сотворить другого Бога, Бог беспомощен. Вот почему Бог сотворил мироздание. А человек сотворил общение. Это все, что есть. Это единственное связующее звено между нами и Богом: Бог не вовне, а внутри нас. Мы суть Бог, и мы общаемся. Но на каком уровне мы общаемся? Вот именно. Если мы общаемся на высшем уровне (акаша ), то мы превыше Бога. Когда мы общаемся в воздушной среде, мы просто люди. Когда мы предаем себя огню, мы злые звери. Когда мы общаемся в воде, мы тупицы. А когда мы поглощены землей (миром, в котором мы живем), мы мусор. Хотите знать больше? Не довольно ли?

Возникает вопрос: из какой чакры вы говорите? Какая именно чакра стоит за вашим общением? Вы беседуете, вы говорите, вы произносите? Существует три способа. Известно ли вам, что я защитил докторскую диссертацию по психологии общения? Общее понятие для любого человека состоит в том, чтобы говорить, болтать, ибо вы – это не вы. Вы пусты, как пустая ракушка, никем не любимы, и вы требуете обобществления. Единственное средство, которое у вас есть, дурачки, - это общение. Вы никогда этому не учились. Ни мать не сказала вам, ни отец не сказал вам, ни сосед не сказал вам, ни священник не сказал вам, ни раввин не сказал вам, что ваше настоящее состоит в общении. Вы учились этому когда-нибудь? Ваше существование – это ваше общение, а ваша проекция – это ваши взаимоотношения. Вы сила.

Жизнь очень скучна. Нет ни счастья, ни сладости, поскольку ваше общение не имеет цели в самом себе. Вы общаетесь потому, что вы идиоты. Вы общаетесь с целью произвести впечатление на кого-либо. Вы не общаетесь ради того, чтобы создать связь между собой и другим. Это самая опасная вещь, которую вы делаете, будучи людьми. Вот почему вы сейчас страдаете, будете страдать завтра и уже настрадались. Вы не общаетесь с собой. Вы – это наше будущее. Мы хотим сказать вам в точности, как обстоит дело.

Он здесь. [Йоги Бхаджан показывает на учителя, сидящего в стороне.] Когда он был здесь [Йоги Бхаджан показывает на место учителя, которое он занимает во время лекции], он был мною. Когда я вошел, он не мог продолжать. Он стал самим собой, развалился на части, распался на куски. В тот момент я поразил его. «Ох, - сказал он, - Вот напасть!». Он начал общаться. Он сказал мне: «Не бей меня на глазах у всех. Как ты смеешь?».

Я ответствовал: «Я само милосердие – я не разбил тебе голову!».

Он думает, что ничего не сказал, но я услышал это очень громко.

Вы тоже не знаете, как говорить. Вы говорите по-идиотски, заученно и ханжески, ибо в вашем общении нет гибкости. Вроде «я люблю тебя». «Я люблю тебя». «Я действительно люблю тебя». [Йоги Бхаджан повторяет эту фразу с различными оттенками в голосе.] Но если вы скажете: «Я люблю тебя, гм-гм-гм», - если вы сделаете голос немного тоньше и выразительнее, эта фраза прозвучит пронзительно и проникнет вовнутрь. [Йоги Бхаджан вытягивает вперед руку, словно стрелу, пробивающую кого-то.]

Но вы не знаете, что такое любовь. Что такое любовь? Неужели? Вы живете в любви сейчас, как я понимаю. Вы женаты или одиноки? Вы женаты?

Студент: Женат.

Йоги Бхаджан: Вы живете в любви?

Студент: Да.

Йоги Бхаджан: Правда? Тогда скажите мне, что такое любовь?

Студент: Отдача друг другу, проникновение...

Йоги Бхаджан: Сперматозоида. [Смех в классе.] Любовь есть именно проникновение сперматозоида. Ха-ха. Вы американец, и вы думаете, мне неведомо, что такое любовь для вас? Гуру Нанак сказал прекрасную фразу:

Beej mantar sarb ko giaan.

Постижение семени Имени Бога присутствует в каждом.

Даже сперма, генетическое семя, мужской сперматозоид знает, что начнут тридцать миллионов, а достигнет цели лишь один, и ему придется обойти целых восемь раз вокруг яйцеклетки, чтобы проникнуть в нее. Вы даже этого не знаете.

Тем не менее, «я люблю тебя». А зачем? «Почему ты меня любишь? Зачем ты меня любишь? Кто ты такой, чтобы любить меня? Кто велел меня любить?». Вы отвечаете на все эти вопросы? Нет, вы хотите ее, поэтому вы любите ее. Она хочет вас, поэтому она любит вас. Это любовь от потребности. Секс подобен ведру воды. Вы опускаете в него мешалку и взбалтываете. Это называется «халтура». Итак, такова любовь. Вы занимаетесь любовью.

Дайте определение любви. Выучите слова Нанака, они вам понравятся:

Dhan pir ay-eh na aakhee-an bahen ikathay ho-eh.

Ayk jot du-eh mooratee dhan pir kehee-ai so-eh.

Никто не называет мужем и женой тех, кто просто сидит рядом.

Зовут мужем и женой только тех, у кого одна душа в двух телах.



Он дал нам определение любви. «Не называют едиными тех, кто живет вместе, или пребывает вдвоем, или владеет всем имуществом сообща. Это не любовь. Один джьоти – один свет в двух существах, - таковы поистине любящие друг друга». Когда все особенности и грани растворяются, и единство становится одним, такова сила любви. Где есть любовь, там нет вопросов. Где есть вопросы, там нет любви. Где есть потребность, там нет никакой любви. Если есть нужда – значит, это не любовь.

Общение – это искусство «улавливания». С его помощью вы ловите друг друга. Это называется «наука ловли». Существует всего две науки, которыми живет человек: стряпня и ловля. При стряпне вы готовите пищу, вы можете быть гурманом, потакая своим прихотям, когда вы вкушаете и смакуете жизнь. При ловле вы намечаете добычу и добываете для себя другие существа. Стряпня – это наука питания. Ловля – это наука применения ума к добыче людей, чтобы управлять или физически, ментально и духовно.

Один из величайших ловцов, когда либо охотившихся на Земле, - это религия, ибо она учит вас, как принадлежать кому-то, а не как владеть чем-то. «Я сикх, я иудей, я христианин, я мусульманин...» Вообще-то, вы человек? Вы встречали кого-нибудь, кто представлялся бы таким образом: «Здравствуйте, приятно познакомиться. Я человек»?

И отвечала ли она вам: «Да, я тоже человек». Случалось ли с вами такое хоть раз в жизни? Вы встретились с кем-то, пожали друг другу руки, и он сказал вам: «Я человек». Вы никогда так не скажете. Это выглядит чудаковато, не так ли? Ладно, вы таковы. Любовники. Охотники в розовых очках.

Здесь рыбное место. Ухажеры. Поклонники. Что служит рыболовной снастью? Слова. Что служит наживкой? Обещания. Какова цель? Проникновение сперматозоида. Это правда. Это голая правда. Вы не можете этого отрицать. Должно быть, вы чувствуете себя задетым: «Нет-нет, я по-настоящему люблю...»

Кто-то сказал мне: «Йоги-джи, с твоего благословения, я хочу жить с этой девушкой».

Я спросил: «Это правда?»

Он ответил: «Да».

Я спросил: «Ты ее любишь?»

«Чего же ты хочешь?»

Он сказал: «Я хочу на ней жениться».

Я ответил: «Пусть будет так. Но на одном условии».

Он напрягся: «На каком?»

Я произнес: «Ты никогда не будешь иметь с ней половые сношения».

«Ах-ах!» - запричитал он.

Я поинтересовался: «В чем дело?»

«Тогда зачем мне жениться на ней?»

Я заключил: «Тогда спи с ней, но не женись. Если ты больше ничего не хочешь, то и этого довольно».

Ваши слова ничего не значат. Следовательно, вы самые гнусные из млекопитающих, живущих на Земле. Вы не говорите то, что вы думаете. Вы очень-очень-очень подлые.

Вы восхитительные лжецы. Вы никогда не скажете, что вы думаете, что и говорить о намерениях. Намерения следует высказывать предельно честно. Но вы даже не заикаетесь о намерениях. И вы даже не упоминаете о том, что имеете в виду. «Мнение» имеет негативное значение применительно к тому, чем вы станете.

Теперь задавайте вопросы.

Студент: Что такое мнение?

Йоги Бхаджан: «В худшем случае, отныне и вовеки я пребуду вместе с вами». Таково мое мнение. Мое намерение состоит в том, чтобы вы стали лучше меня. Почему вы должны мне верить?

«Почему я должен вам верить?»

«Вам больше некому доверять».

«Но почему бы и нет?»

«Ведь никто не говорит так».

«А зачем именно так?»

«Потому что я знаю это».

«Что вы предполагаете?»

«Я не предполагаю. Я делал это много жизней».

«Я есмь, Я есмь».

Подобные беседы вам еще предстоит вести, когда вы сами станете учителями, а не эксплуататорами, проститутками, ловцами и безликими идиотами. Когда вы выступаете в роли учителя, тогда ваше намерение состоит в том, чтобы сделать других достойнее себя. Учитель не склонен обладать кем-то.

Вы сборище лжецов, не верующих ни в самих себя, ни в свою целостность, ни в свою честь. У вас нет обязательств человека. У вас нет взаимоотношений. Наши взаимоотношения суть чистое служение ради возвышения человека, чтобы он стал причастен славе, вплоть до Бесконечности, с целью привести его в соответствие с Богом. Гордость учителя заключается в том, что он обладает возможностью служить другому ученику так, как ранее кто-то служил ему самому. Вам понятно? Нет. Понятно? «Да, учитель».

Класс: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Вы даже не знаете, как отвечать учителю. И вы надеетесь, что ваши ученики будут отвечать вам? Откуда вы такие взялись? Это кинотеатр или класс? Будьте образцовыми учениками! Имейте волю, имейте силу, говорите от души. Вы меня слышите?

Класс: Да, учитель. [Произносится очень старательно.]

Йоги Бхаджан: Здесь присутствует дух. Учитесь быть бдительными. Отвечайте с душевной силой. Устанавливайте отношения с уверенностью. Каждое слово, сказанное вами, должно быть утверждением. Что такое «здравствуй»? Это ад. Вы хотите туда отправиться? Когда я впервые услышал от кого-то обращенное ко мне «здорово», я ответил: «Не пойду».

«Что я должен говорить?»

Я сказал: «О Боже!».

«Я не могу так говорить».

Я сказал: «Тогда говори Сат Нам , или Шалом, или любое проклятие, но что значит подобное приветствие?»

Вы говорите «привет». Знаете ли вы, когда говорят «привет»? Когда кто-то умирает. Это выражение боли. «И привет...».

«Эй» - это обращение на «Ты». «Привет» - это констатация смерти.

Первая задача учителя состоит в том, чтобы быть терпимым и снисходительным, наблюдать за ростом, а затем принести плоды в жизнь человека. Сила характера, решимость, милосердие и важность человеческой личности состоят в упрочении смирения. Тот, кто не способен на снисхождение, никогда не станет великим. Первичная сила семени состоит в том, чтобы упасть глубоко в землю, а затем прорасти. Роль учителя вовсе не заключается в эксплуатации. Вам понятно?

Класс: Да, учитель. [Класс отвечает очень старательно.]

Йоги Бхаджан: Ха-ха-ха! Вы попались! Тот, кто теряет бдительность, падает в грязь. Доколе нам жить в грязи? Сколько жизней суждено нам прожить, как грязи? Практическое сознание состоит в бдительности. Бдительность распознается на алтаре, и ничто не заменит ее на алтаре.

Я должен дать вам одну крийю и покинуть класс. Возможно, я снова вернусь вечером, чтобы продолжить преподавание.

Быстро, вместе со мной! Изо всех сил, вслед за мной. Целых две недели вы тратили деньги и теряли время, чтобы приходить сюда, и в итоге вы можете получить все или ничего. Все в ваших руках.

Раскройте грудную клетку, словно от удара током, как будто одиннадцать сотен вольт поразили вас. Включите запись «Тантрический звук ХАР». При звуке ХАР изо всех своих сил вытянитесь. Сосредоточьтесь на нем. Воспримите его. Наблюдайте, как он действует. Не беспокойтесь о том, что делать. Наблюдайте, что он приносит с собой. Хорошо?

Класс: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Вот почему, когда я говорю: «Не верьте мне», - меня спрашивают: «Почему?». Никогда не доверяйте учителю, ибо бог весть, что он творит. Самый опасный человек в вашей жизни – это духовный наставник. Его задача состоит в том, чтобы поймать вас; ваша задача – сохранить свободу. Такова игра – взаимоотношения кошки и мышки.

Кинооператор: Учитель, у меня нет той пленки.

Йоги Бхаджан: «Нет» – это из жизни тех, кто уже лишен жизни. «Да» есть в жизни тех, кто обладает верой и целостностью. «Да, учитель» есть в жизни тех, кто обладает верой, целостностью и чувством собственного достоинства. Нам нужна та пленка. С той записью медитация способна творить чудеса. К чему терять время? Мы подождем.

Комплект всех пленок должен быть доступен для нас – всех до единой! «Да, учитель»!

Кинооператор: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Говорите отсюда. [Показывает рукой на пупок.] Тот, кто не говорит отсюда, мертв. Любое общение, которое не исходит из пупочного центра, приносит болезни, недомогания, бедствия, печали, безумие, невменяемость и неудачи. Воистину. Это верно до точки. Никогда не говорите отсюда. [Показывает рукой на рот.] Никогда не говорите отсюда. [Показывает рукой на горло.] Никогда не говорите отсюда. [Показывает рукой на сердечный центр.] Говорите отсюда. [Показывает рукой на пупок.] Из первичной самости. Вы замечаете, что во время моей речи он движется вовнутрь и вовне? [Показывает рукой на пупок.] Практикуйте.

Говорите из кишок. Говорите с душой. Говорите с силой. Бог даровал вам дар речи. Бог дал вам намерение и позицию для общения. Говорите истину, которая есть вы сами. Все остальное, что вы произносите, неправда. И каждое слово должно обладать силой, иметь направление, поражать цель. Если вы говорите отсюда [показывает рукой на пупок], это поражает сердце. Если вы говорите отсюда [показывает рукой на третий глаз], это поражает сердце. Никогда не направляйте речь в голову собеседника. Она вернется к вам, как бумеранг, и навредит вам сильнее, чем вы думаете.

Вы должны понять. Человек возвращается домой, а затем сразу же начинает звонить и взывать: «Робин, Робин, ты меня слышишь, Робин?».

«О, да. Но мы ведь только что расстались. Что случилось?».

«Я говорил с тобой, но совершенно сбит с толку. Я... я не знаю, что ты имел в виду».

«Хорошо, но ты был согласен во всем».

«Я знаю. Ох, Робин, я не понимаю, что ты сказал. Ты сказал столько хорошего, но я не понимаю, что именно. У меня осталось чувство, что ты чего-то не договорил».

У вас был подобный опыт? А все потому, что вы не пользуетесь языком. Вы просто заняты ловлей. Вы сказали прекрасные слова, вы дали множество обещаний, вы насадили наживку на крючок, вы нанизали на крючок маленькую улитку, а потом еще и муху, и вот – «ш-ш-ш, ш-ш-ш» [звук, с которым удилище рассекает воздух при забрасывании снасти] . Но, к несчастью, мои дорогие, когда вы управляете чем-то, вам также приходится тащить что-то. А сколько тяжестей вы способны пронести через жизнь?

Итак, общение не должно обладать силой для управления. Оно не должно иметь силу обещаний. Оно не должно быть впечатлительным. Оно должно быть утверждением факта. Многие из вас смогут сказать нечто подобное? «Мне хотелось бы любить тебя и сжимать тебя в объятиях». Мы беседуем только об общении. Попытайтесь быть учениками. Поймите. У многих из вас хватит силы воли сказать так?

Студент: Да, я говорил так и прежде. Но тоже иногда получал отказ.

Йоги Бхаджан: Спасибо. Ведь ваша речь не должна быть оснащена крючком. Она не должна производить впечатление. Она не должна быть попыткой контроля. В ней не должно быть лукавства. Вы не должны внушать свои цели кому-то. Вы должны быть исключительно искренними и правдивыми. Итак, передавайте скорее свое намерение, а не нагромождения слов. Тогда вас ждет самая счастливая жизнь. Все будет предусмотрено.

Студенты: Но как нам начать это делать?

Йоги Бхаджан: Это так просто. Спасибо за вопрос. Кто-то сказал мне сегодня утром: «Я хотел бы получить от вас совет, рекомендации и руководство».

Я ответил: «Найди себе какого-нибудь пса на улице, ведь ты сука. Так будет лучше».

«Ах, учитель, вы меня оскорбляете!»

Я сказал: «Ничуть. Я просто потрясаю вас. Мое намерение – вызвать шок. Ваш вопрос задушевен. Мой ответ грубейший, но вы меня не принимаете. Любовь, жестокость, грубость, беспокойство – все это части одной личности. Чтобы принять человека, вы должны принять все черты личности. Итак, когда вы заговариваете с кем-то о чем-то, сначала постарайтесь быть вежливыми:

«Мне хотелось бы сказать тебе, как я ненавижу тебя всеми кишками». - Это более действенно, чем целые часы увещеваний. - «Я хочу сказать лишь одно, как на духу перед Богом и собой, я ненавижу тебя всеми кишками, и ты так порочен. Ты поимел мою подругу, и она призналась мне. Посмотри мне в глаза. Ты ли тот же самый человек, который уверял меня, что он будет моим супругом отныне и вовеки? Ты ли тот же самый возлюбленный, раб божий, рода человеческого? Ты живешь в своей душе или в половом члене? Мне нечего сказать. Я просто хочу знать».

Какой ответ вы получите? Без обиняков. Он ответит вам в том же духе, а затем уйдет.

Нет ничего сильнее слова. Сказанное слово – это единственная сущность, которой вы обладаете. Вы, как «крик человека», подобны вспышке света, ваш ум – словно тетива, а слово – это стрела. Разите со всей силой соответствующей чакры , и вы всегда победите.

Это так. Говорите откровенно и прямо. Говорите медленно и немногословно, ибо в слове «мало» содержится «все». Просто начтите сегодня.

Вы можете обрести богатство, вы можете быть здоровы, весь мир будет у ваших ног, но вы останетесь несчастливы. Счастье достается только тем, кто прямодушен. И никогда не поздно быть честным.

Что придает вам величие? Доверие людей. Как обрести доверие? Говорить искренне. Легко или нет. Когда-нибудь ваша ложь станет явной для ваших друзей, и вы окажетесь среди врагов. Они узнают вас. Никто не ниже Бога, и все тайное становится явным. Это всего лишь вопрос времени. Как вы говорите сегодня, так вы будете чувствовать себя завтра.

Медитация для снятия блока с сердечного центра*

Итак, давайте работать. Эта грудная впадина называется сердечной чакрой. Вам предстоит открыть ее, и она должна заключать всю силу бытия. Вы должны пробить центральный нервный канал, то есть Сушумну, когда вы произносите звук ХАР.

[Играет запись «Тантрический звук ХАР».] Не уклоняйтесь.

Так держать! Вам трудно продвигаться. Раскрытие углубления сердечного центра – это раскрытие вверх до Бесконечности. Здесь находится центральная нервная система, аган-грантхи , место огня – пищеварение, дыхание и все прочее. Когда оно заблокировано, тогда грудная клетка не занимает правильное положение. Тогда и диафрагма не действует, как надо, и вы теряете одну треть всех жизненных сил. Все просто. Вы приступаете с серьезным намерением, но всего через полторы минуты вам трудно продолжать, и это действительно непросто. Однако нам предстоит продержаться 11 минут.

Не произносите слово ХАР. Вот почему я дал вам отсрочку. Оператор просто включит запись, и под звучание ХАР вы будете открываться Всемогущей Силе. Всю силу, которая у вас есть, вложите в действие. Взамен вы получите необыкновенное переживание. Готовы? Уселись? Начали.

Не говорите. Молчите! Подавайте силу Иды и Пингалы и открывайте вверх Сушумну . Так просто. Продвигайтесь. Вас ждет золотой приз! Победа, победа, победа! Браво, браво, продолжайте! Откройте чакры. Здорово. Двигайтесь, двигайтесь, двигайтесь! Продолжайте, продолжайте. У нас нет времени ждать. Просто делайте. Преодолейте все преграды.

Вдох. Задержка, поддерживайте течение процесса. Сдерживая дыхание, продолжайте делать то, что вы делаете. Выдох. Вдох. Выдох. Глубокий вдох. Напряжение, напряжение, напряжение. Расслабление.

Как вы себя чувствуете? Видите ли, когда вы читаете в книгах об Иде, Пингале, Сушумне, чувствах, чувственности, сексе, возбуждении, силе, доверии, настоящем, прошлом, убеждениях, религии, реальности, я, ты, мы, наше – все это лишь сбивает вас с толку. Всего чересчур много. Когда все двери заперты, никто не войдет. Ничто. Внутри пусто, а снаружи все хочет ворваться вовнутрь.

Учитесь говорить так, что каждое слово – золото. А все услышанное – бриллианты. Если оно менее ценно, не надо воспринимать. Когда вы говорите только правду, другие будут способны это оценить. В противном случае, это смутит того человека, к которому вы относитесь по-дружески. Так вы наживаете врагов. Так вы портите взаимоотношения. Так вы привносите боль в свою жизнь, и вот почему вы одиноки.

Посмотрите на меня. Когда я явился сюда 27 лет назад, я никого не знал. Ни одного человека. Посмотрите на меня сегодня. Люди не любили меня, люди ненавидели меня, а иные хотели заполучить что-нибудь, надеясь завладеть всем, что у меня есть. Я говорил лишь одно: «Я пришел учить вас системе, которая принесет вам здоровье, счастье и святость. Мне нечему учиться у вас. Обмен не предполагается. Мне ничего не нужно, у меня нет никаких потребностей».

«Но как ты будешь жить?»

«Все будет обеспечено. Не беспокойтесь».

«Ты должен научиться водить машину».

Я отвечал: «У меня будет шофер».

«Тебе понадобятся деньги».

«Каждый будет платить мне».

«Тебе нужно то, тебе нужно сё...»

«Ничего. Я хочу, чтобы вы меня слушали, учились и научились. В этом состоит мое счастье». – Я сказал это впервые 27 лет назад, и я продолжаю повторять те же слова сейчас.

Вы – мои родственники. Все вы – мое продолжение. Я – ваше прошлое. Вы должны чтить меня. Вы – мое будущее. Вы должны чтить самих себя. У вас должно быть будущее, если вы не хотите страдать. А значит, вы должны создать другого Учителя. У вас нет выбора. Учитель, не оставивший после себя лучшего Учителя, - самый гнусный человек из всех, когда-либо рожденных на Земле.

Я не ваше настоящее, я – ваше прошлое. Я – ваша память. Бог привел вас сюда. Целый мир не мог бы привести вас сюда. Ваша обязанность перед самими собой стать властелинами самих себя. Ваш долг перед собой – быть собой. Нет ничего, кроме вас.

Как только вы вознамеритесь обрести Самость внутри самих себя, вы воссоединитесь с тем, Кто создал вас, ведь именно Он дал Вам Самость, Он знает Самость, Он обладает Самостью. Пока вы не нашли себя, вы пусты. Чтобы заполнить пустоту, вы готовы на все. Но все, что вы делаете, только больше сбивает вас с толку. Что за странная идея – жить самой распрекрасной чувственной жизнью, проводя время в заблуждениях? Зачем?

Служите мне – и весь мир будет служить вам. Таков закон кармы . Тот, кто не чтит свое прошлое, не имеет никакого будущего, а если он попытается обрести будущее, то на его долю выпадет множество невзгод. Мне предстоит уйти. Вам надлежит продолжать. А когда вам придется покинуть мир, постарайтесь оставить кого-то продолжать дело. Вам понятно?

Класс: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Удачи. Храни вас Бог. Теперь вы знаете. Хорошо, что вы есть.

В оригинале книга называется так: «Если бы я к себе прислушался… я бы себя услышал» («Si je m"écoutais... je m"entendrais»). Это и есть главная идея ее авторов - французских психологов Жака Саломе и Сильви Галланд: мы способны понять другого человека только тогда, когда научимся слышать и понимать самих себя.

С помощью множества примеров и историй из жизни они предлагают разобраться, какие обиды, неудовлетворенные потребности и личные мифы на самом деле управляют нами, когда мы вдруг без всякого повода огрызаемся на невинную просьбу, испытываем необъяснимое раздражение к малознакомому человеку, который ничего нам не сделал, или обижаемся на близких, в то время как те, наоборот, ждали от нас благодарности…

Словом, эта книга несравнимо глубже и тоньше любого учебника эффективного общения. Она учит не правильным ходам, а пониманию самой философии общения - и отношений, за ним стоящих. Освоив эти глубины, вы и сами сможете найти верные ходы.

2. «Научиться вести разговор в любой ситуации» Эммы Сарджент и Тима Фиерона

Каждому из нас приходилось испытывать трудности в общении: одни нервничают, когда надо поддержать разговор с незнакомыми людьми, другие впадают в панику перед необходимостью выступать на публике, кто-то смущается при общении с начальством, кто-то с трудом подбирает слова для того, чтобы выразить свои чувства.

Авторы этой книги, специалисты по НЛП, руководители компании по экстраординарному коучингу, предлагают свою методику обучения непринужденному общению - стратегию, помогающую победить неуверенность в себе и превратиться в интересного собеседника.

Как выясняется, искусство беседы включает в себя не только умение завязать и поддержать разговор, строить хорошие отношения и разговаривать на любые темы, в том числе и в трудных ситуациях. Не менее важный навык - умение вовремя замолчать, ему посвящена отдельная глава.

3. «Он шизофреник?!... Как общаться с трудными людьми» Франсуа Лелора и Кристофа Андре

Французские психотерапевты Франсуа Лелор и Кристоф Андре описывают десять типов «трудных людей»: тех, кто слишком зависим, сосредоточен на себе, самоуверен или, наоборот, склонен недооценивать себя, легкоуязвим, педантичен, постоянно критикует других или сильно нуждается в их внимании...

Раскрывая особенности их характеров, авторы помогают родственникам, друзьям и коллегам выстроить отношения с такими людьми, сделать общение максимально комфортным для них и для самих себя. И уверяют, что люди с трудным характером больше всего нуждаются в сочувствии и поддержке, поскольку никто не страдает от их поведения больше, чем они сами.

Жаль лишь, что издательство, выпуская эту качественную книгу, добавило к оригинальному авторскому названию «Как общаться с трудными людьми» игривое «Он - шизофреник?!..»

4. «Искусство непринужденной беседы» Корнелии Топф

Непринужденная беседа, или по-английски small talk, доставляет истинное удовольствие (а иногда и реальные выгоды) тем, кто владеет этим искусством. Остальные же считают ее пустой болтовней ни о чем, но втайне наверняка мечтают научиться легко завязывать знакомства, поддерживать приятный разговор с попутчиком или малознакомым коллегой на вечеринке. Что для этого нужно? Отбросить страх, усмирить голос сомнения, проявлять интерес и любопытство, двигаться от простого к сложному.

Такой путь предлагает начинающим любителям светского разговора консультант по общению из Университета Аугсбурга (Германия) Корнелия Топф. А вот чтобы стать профессионалом в этой области, надо, оказывается, исполнять желания других в ходе беседы, проявлять к ним искреннее внимание, уважение и сочувствие.

Подробный анализ нашего речевого поведения, стратегий и ошибок, предложенный в этой книжке, будет любопытен не только тем, кто стремится к карьерному и социальному успеху, но и тем, кто хочет быть приятным собеседником совершенно бескорыстно.

5. «Переговоры без поражения. Гарвардский метод» Роджера Фишер, Вильяма Юри и Брюса Паттона

Когда мы воспринимаем собеседника как соперника, у нас впереди две возможности: поражение или победа. Если ставки высоки, а соперник силен, ситуация становится рискованной. Как избежать борьбы и достичь соглашения? Роджер Фишер - профессор права Гарвардского университета (в отставке).

Под его руководством участники проекта «Гарвардские переговоры» проводили опросы известных переговорщиков, чтобы выяснить, в чем причина их успеха. Также более двадцати лет Роджер Фишер работал консультантом в реальных переговорах по всему миру: участвовал в урегулировании военных и дипломатических конфликтов, в коммерческих и правовых спорах.

В книге он дает систему четких рекомендаций. Например: «Концентрируйтесь на интересах, а не на позициях». «Поставьте себя на место противника. Проанализируйте занятую им позицию и спросите себя: «Почему?» Последовательно выполненные, они приводят к желанному результату и позволяют прийти к соглашению даже в тех случаях, которые на первый взгляд выглядят безнадежными.

6. «Коммуникация в психотерапии» Вирджинии Сатир

Как строится коммуникация в паре или между родителями и детьми? Как перестать обвинять, просчитывать и устраняться, чтобы освоить наконец уравновешенное, доверительное, открытое общение?

Ответы, которые подсказывает нам американский психотерапевт, основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир, каждый может получить сам. Для этого достаточно внимательно всмотреться и вслушаться в собеседника, установить с ним физический контакт и выполнить несколько обманчиво легких упражнений, примеряя на себя (и даже утрируя) разные модели общения.

«Вы узнаете много нового, если полноценно проиграете все свои роли», - уверяет Вирджиния Сатир. Итак, выберите себе новое имя, одну из ролей (обвинитель, заискивающий, расчетливый, отстраненный), соответствующую ей позу, манеру двигаться и говорить. Игра начинается!

7. «Родитель - ребенок. Мир отношений» Хаим Гинотт

С техникой активного слушания, которая в корне меняет качество отношений в семье, российских родителей познакомила Юлия Борисовна Гиппенрейтер (ее книги «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» уже много лет остаются бестселлерами). Но сейчас мы хотим напомнить о работе, которая была издана в Америке в 1965 году (когда, собственно, и совершила революцию в семейном общении), но до российских читателей дошла лишь в 2012 году.

Ее автор - Хаим Гинотт, выдающийся детский психолог и психотерапевт, эмигрировавший из Израиля в Америку в конце 40-х годов ХХ века. Первым в мире он придумал и организовал группы встреч для родителей. Участие в этом семинаре вдохновило Адель Фабер и Элейн Мазлиш на создание знаменитой книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

В книге «Родитель - ребенок. Мир отношений» Хаим Гинотт впервые поведал родителям об эмпатической коммуникации («технике активного слушания») - как слушать и слышать ребенка, воспитывать, не унижая, и критиковать плохое поведение, не оскорбляя достоинства. И книга эта по-прежнему занимает первые места в списках мировых бестселлеров.

Русский перевод сделан с нового американского издания, отредактированного и дополненного вдовой автора, клиническим психологом Элис Гинотт, и семейным психологом Уоллесом Годдаром. (Эксмо, 2012).

Общение – это огромное удовольствие, однако не каждый человек умеет слушать, поддерживать разговор и притягивать к себе собеседников.

Но все можно исправить: нужно лишь воспользоваться несколькими простыми правилами.

Как себя вести во время беседы, чтобы понравиться коллеге, начальнику, новому знакомому? Разбираемся...

За выбором друзей следует выбор общества.
Приложи все усилия, чтобы общаться с теми, кто выше тебя.
Это поднимет тебя, тогда как общение с людьми более низкого уровня вынудит тебя опуститься, ибо каково общество, в котором ты находишься, таков и ты сам.

Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Рассмотрим 6 простых, но очень эффективных правил для овладения искусством общения с людьми, как в деловой среде, так и в повседневных буднях.


Об основных правилах общения Вы можете прочитать в статье: Правила общения, которые способны дать вам ключ к успеху в любом разговоре

Правило №1: Краткость – сестра таланта

Не нужно сразу же пытаться пускаться в пространные объяснения. Говорить лучше всего по существу, четко излагая свои мысли, стараясь не отвлекаться на посторонние детали и не перескакивать с одной темы на другую. Особенно это важно, когда времени на разговоры не так много (например, на работе).

Перед тем как начать разговор с человеком, позвонив ему по телефону или встретив случайно (если он не является близким родственником или очень хорошим другом), стоит поинтересоваться, есть ли у него свободная минутка. Нужно постараться уложиться в отведенное время, не начиная издалека. Это всегда располагает.

Правило №2: Больше слушать

Меньше говорить и больше слушать – именно так ведет себя человек, знающий тонкости общения. Часто многие люди стараются в первую очередь вывалить на своего визави максимальное количество информации о себе, причем через этот поток речей вклиниться практически невозможно.

Таким подходом к делу страдают преимущественно жители мегаполисов, которые испытывают социальный стресс: дела новых знакомых их практически не интересуют, так как ежедневных коммуникаций и так чересчур много.

Не нужно упускать возможность услышать собеседника, ведь не исключено, что у него есть важная или интересная информация. Если проявить участие и поощрить человека жестом или улыбкой, то общение пойдет позитивнее!

Правило №3: Не углубляться

Погружаться в собственные впечатления и воспоминания очень приятно, но все же всему свое время. Одно дело – рассказывать об этом детям или близким друзьям, другое – случайному собеседнику или будущему начальнику.

Лучше стараться найти с человеком общие точки соприкосновения и темы, иначе полноценного контакта не получится. Проще всего начать говорить о погоде, пусть это и банально. После этого беседа начнет течь в заданном русле.

Правило №4: Не нужно никого учить жизни

Не следует пытаться убедить всех окружающих в собственной правоте, даже если так и есть. Это мало кому нравится и создает негативное впечатление у собеседника. Иметь собственное мнение никто не запрещает, но нужно понимать, что это не истина в последней инстанции.

Правило №5: Нет – сплетням!

Обсуждать общих знакомых и соседей – дурной тон. Может случиться так, что после им передадут нелестные слова, даже заметно приукрасив. А это чревато испорченными отношениями, восстановить которые может быть весьма проблематично.

Стоит использовать нейтральные темы, интересные обоим собеседникам события, делиться впечатлениями.

Правило №6: Долой критику!

Обычно человеку проще заметить соринку в чужом глазу, чем бревно в собственном. В общении люди ищут поддержки, а не осуждения и критики, так что стоит держать себя в рамках и в нужных случаях прикусить язык.

Даже если у собеседника есть недостатки, не нужно на них зацикливаться - никто не идеален.

Искусство общения – необходимый навык любого человека. Умение находить общий язык нужно нам как на работе, в построении карьеры, так и в выстраивании личных, любовных и дружеских отношений, в семье, в коллективе, в окружающей социальной среде. Успешная коммуникация позволяет легко решать жизненные задачи и получать удовольствие от человеческого общения.

Зная структуру личности и проявления каждой из ее частей можно понять, как происходит общение людей.

Искусство общения с людьми Как научиться

Каждая личность имеет три составляющие: Родитель , Взрослый , Ребенок (подробнее об этом ). Исход общения зависит от того, какая из частей личности выходит на первый план при коммуникации.

Единица общения: связка «стимул – реакция» (трансакция). Таким образом, общение представляет собой серию трансакций.

Пример .

Господин X говорит : Замечательная сегодня погода! (Стимул)

Госпожа Y отвечает : Да, вы правы, чудесный день! (Реакция).

От этой реакции зависит следующий ответ, т.к. она является стимулом для ответа.

Господин Х говорит : Предлагаю прогуляться вдоль набережной. (Стимул)

Госпожа Y отвечает: Хорошая идея. Я согласна. (Реакция).

Пример .

Господин X : Подскажите, пожалуйста, как добраться до торгового центра?

Госпожа Y : Садитесь на автобус №111 или трамвай №60. Остановка «Торговый центр»

Господин X : Спасибо.

Госпожа Y : Всего хорошего.

Общение на уровне Взрослый-Взрослый.

Пример.

Девочка : Саша, поиграем в догонялки?

Мальчик : Догоняй!

Общение на уровне Ребенок-Ребенок

Общение происходит в данных примерах на равных, на одном уровне и реакция направлена по той же линии, что и стимул (параллельно): по линии Родитель - Родитель , или по линии Взрослый – Взрослый , или по линии Ребенок - Ребенок . В таком случае общение может протекать как угодно долго и быть бесконфликтным.

Если вы научились определять, в какой позиции находится партнер и как направлен его стимул по отношению вам, вы сможете грамотно ему ответить, чтобы избежать напряженности или ссоры. Это позволит получать удовольствие от коммуникации.

Понаблюдайте, как вы общаетесь с начальником, со своими детьми, с женой, мужем, друзьями. Кто на какой позиции находится?

О других видах параллельных трансакций - в

Эпиграф: «Подражание есть животное качество. Творчество – Божественно» (Ш.С.С. Баба)

Творчество… Что мы можете сказать об этом? Какое мы, люди, имеем к этому отношение? Где находится этот важный «орган», отвечающий за процесс творчества?

Справка: человеческий мозг больше, чем компьютер. Это центр контроля всех жизненных функций человека. Вместилище интеллекта, памяти и сознания. Место возникновения человеческих чувств «Наш мозг фактически является знакомой для нас Вселенной. Без мозга для нас ничего бы не существовало» Мозг имеет три фунта серой массы. 10-15 миллиардов нервных клеток. 10 в 800 степени соединений (10800) Каждое полушария головного мозга имеет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логические, рациональные действия: операции с числами или цифровыми шифрами; различные логические процессы; анализ; речь, чтение и вербальное общение; запоминание языков и текстов. Правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, это: образное мышление (analog); зрительная память; целостный опыт; обобщение/ синтез; идеи, творческие импульсы, воображение; ритм и цвет.

Как происходит взаимодействие обоих полушарий? Что является плодом этого взаимодействия? Мозг реагирует на информацию, поступающую через органы чувств, с помощью логики и эмоций. Фактическое знание может сочетаться с творчески-эмоциональной частью, логической и наоборот. Взаимодействие между полушариями является источником интуиции. Творчество же - есть результат совершенного взаимодействия обоих полушарий мозга.

Какое отношение к этому имеет ИСКУССТВО? Что говорит Шри Сатья Саи баба об искусстве? Он говорит: «Искусство – это производное духа и потому оно должно нести в мир духовные ценности».

А что такое ДУХ? (СИЛА «НЕПОСТИЖИМОГО»!)

Справка: «Непостижимое» – Божественное, можно узнать по шестнадцати божественным силам. Это контроль над пятью функциями тела, пятью чувствами и пятью стихиями. Но эти способности с помощью аскетического образа жизни и духовной практики может развить в себе и человек. Шестнадцатая же сила находится за пределами досягаемости человека. Она проявляется только тогда, когда на землю нисходит божественное существо, которое подобно Бесконечному Высшему Сознанию и обладает всеведением, всемогуществом и вездесущностью.

Можно ли увидеть, услышать, воспринять «Непостижимое» органами чувств? Если да, то как?

Научный опыт: ученые, с помощью креативного замораживания воды обнаружили «замороженную информацию». Воду, предварительно перед заморозкой, «облучали» музыкой, словом, образами и пр. И вода, в различной форме снежинок, открыла нам «образ Непостижимого» Если принять во внимание, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится очевидным, что мы становимся тем, что мы видим, слышим и воспринимаем любым образом. Рассмотрим эти снежинки и отметим, что всё позитивное («со знаком плюс»), гармоничное и совершенное – воплощается в соответствующие образы снежинок, которые удивляют не только своей неповторимостью, но и красотой, пропорциональностью и гармонией. А всё негативное («со знаком минус») напротив, отличается «уродством» и дисгармонией в отображении снежинок.

Проведём опыт: вслушаемся внимательно, как об одном и том же говорит НАУКА и ИСКУССТВО.

Научное определение строения глаза: «Глаз – это орган восприятия света. Глаз состоит из воспринимающих свет (зрительных) клеток, хрусталика и аппарата для приведения получаемого изображения на ретине. Перед глазом находится радужная оболочка отверстие, которое называется зрачком. При ярком свете зрачок сужается; при слабом, чтобы уловить больше света, - расширяется. Глаза позвоночных (в том числе и человека), имеют шарообразную форму. Стенка их состоит из трёх оболочек – наружной белковой, или склеры, средней сосудистой, или хориоидной, со сплетением кровеносных сосудов, и внутренней сетчатки, состоящей из зрительных пигментных клеток.На передней части белковая оболочка переходит в роговицу и радужную, обрамляющую кольцом хрусталик. Хрусталик прикреплён кольцеобразной связкой к валику внутренней поверхности глазного яблока, - реснитчатому телу. Хрусталик глаза разделяет его на два отдела: переднюю камеру, которая наполнена влагой, между роговицей и хрусталиком, и заднюю, между радужной оболочкой и ретиной, наполненной студенистой массой - стекловидным телом».

§ Рокотов Ф.С. «Портрет Струйской» (дать без комментариев и прочитать стихотворение)

§ Заболоцкий Н. «Любите живопись, поэты…»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова, снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают,

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её, прекрасные глаза…

После паузы предлагаем размышления на заданные вначале вопросы, а именно: в данном случае, ученый – анатом, поняв всё о том, как устроен и действует человеческий глаз, делает схему строения глаза. Мы с интересом наблюдаем его составные части, но это не вызывает волнения наших чувств. А вот портрет Струйской и стихи Заболоцкого волнуют многие поколения людей, и мало того, они позволяют нам понять душевную жизнь этой женщины. В отличие от науки, которая говоря словами И.И.Павлова, как бы рассекает, анатомирует действительность, искусство стремиться к её целостному отражению, к постижению мира во всём богатстве его свойств и качеств. Творец искусства первоначально аппелирует к сердцу читателя, зрителя, слушателя. А через него – к разуму. Ученый же, непосредственно обращается к разуму. Он мыслит абстрактно. Он изучает человека, явление – в общем. А художник – смысл этих явлений раскрывает через конкретные художественные образы. Он показывает силу и роль любви, или подвига, или преступления через поступки и события, придуманных им героев. Заставляет нас стать их участником, радоваться и страдать вместе с героем. И творец искусства, и ученый отдают все силы своего ума и сердца своему исследованию. Но в формуле, открытой ученым, мы не увидим его души, его страданий и мучительных поисков истины. Формула, закон, науки сами по себе беспристрастны. А в любом произведении искусства мы можем услышим, как билось сердце художника. Узнать, что он любил, или ненавидел. О чём мечтал, создавая своё произведение. В любом произведении искусства мы чувствуем живое дыхание той эпохи, в которую это произведение было создано. И ещё, творцы науки и искусства в своих поисках опираются на весь мировой опыт, который предшествовал ему. По - этому поводу говорил Исаак Ньютон так: «Я видел дальше других, потому, что стоял на плечах гигантов» Но Альберт Эйнштейн в своё время сформулировав теорию относительности доказал, что открытия Ньютона верны не для всех случаев физического взаимодействия тел. Он писал в конце своей жизни: «Ньютон, прости меня! В твоё время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы». - О чём это говорит? Это говорит о том, что процесс познания мира беспределен. Каждое новое открытие в науке выявляет ограниченность знаний и представлений ученых предыдущих эпох, хотя и происходит на основе этих достижений. - А в искусстве? Творения Шекспира, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Баха, Бетховена, Пушкина, Чайковского и других творцов существуют, и сила их воздействия на людей не слабеет, а приумножается. Они не стали меньше волновать нас с появлением более современных имен творцов, хотя творчество последних есть дальнейшее развитие открытий в искусстве, сделанных их предшественниками. Рассказывая потомкам о жизни людей своей эпохи, сохраняя её живое дыхание, творец искусства продолжает жить в своих бессмертных творениях и продолжает активно участвовать в формировании духовной жизни многих последующих поколений. В этом и есть великое значение искусства, его сила.

Что же такое искусство? Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Искусство - это возможность выразить, что - либо без помощи слов, выразить наши чувства, интуицию, видение. Ономожет выразить наш взгляд на реальность.Искусство – этоспособность понять то, что мы не могли видеть прежде,способность тронуть и поразить наше сердце и ум.Оно достигает более глубоких слоев сознания. Может вылечить и порадовать наше сердце.

Какие виды искусства мы знаем?

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Поэт Вадим Шефнер так описал в своих стихах значение слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Казалось бы, простое привычное человеческое слово, но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной. В соседстве с другими словами оно начинает звучать необычно, вызывая в нашей памяти множество ассоциаций. Так возникает литературный образ.

Изобразительное искусство – вид искусства, создающий на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Портрет человека может быть написан красками, изваян из камня или выгравирован резцом гравёра. Так изобразительное искусство объединяет живопись, скульптуру, графику. Живописец оперирует красками, которыми он на плоскости изображает предметный мир, изображает так, как он его видит, как чувствует, и то, что он знает о нём. Специфические средства живописи – цвет, рисунок, композиция - позволяют художнику запечатлеть, а зрителю увидеть цветовое многообразие мира, вызвать особое отношение к нему, особое настроение.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о сути музыкального языка так: «Там, где кончаются слова, начинается музыка» - Давайте попробуем прочувствовать и понять особенности и силу языка искусства.

  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Всмотритесь внимательно в эти художественные образы. Ваше впечатление? Расскажите всё, что вы видите на полотне.

Раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала Божественная Дева. Спустившись с облаков, она уже ступила на земную планету. Покорная неизбежному решению она несёт миру как жертву для его спасения, младенца. И только тень страдания лежит в уголках её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке созерцает их Папа св. Сикст – 2, его тиара видна на алтаре. Своей протянутой вперёд рукой Сикст поручает благости Мадонны, как бы стоящих внизу верующих. Два ангелочка, отделившись от толпы своих собратьев, залетели вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением Создателя. А св. Варвара с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию, благоговейная спутница Мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя ангелочками, умилённая глубокой грустной думой, затенившей их детские лиц.

Чем привлекает эта картина? Перед нами работа опытнейшего режиссёра и знатока «человеческих душ», великого мастер композиции и цвета – Рафаэль Санти. Его «творческая кухня» - это всегда узнаваемый и неповторимый стиль - подчерк мастера. Приём ассиметрии объёмов и силуэтов усиливает беспокойство и внутреннее движение в композиции картины. Все взоры действующих лиц на полотне направлены в разные стороны, образуя некий замкнутый круг. Лишь Мадонна и младенец в упор смотрят на нас. И этот взгляд отрешённый и взволнованный, невольно заставляет каждого стать соучастником события. Без напыщенности, ни на миг не фальшивя, мастер рассказывает нам об этом невероятном таинстве! И мы верим художнику, как верят правдивому свидетелю необычного события. Так неотразим пластический строй картины. А если мы попробуем проследить взглядом за движением складок на одеждах и драпировок, то выявим некую закономерность.- Какую? Какую бы фигуру, деталь или элемент картины мы бы не рассматривали, наш взгляд постоянно возвращается к центральному образу Девы Мари и её Божественного сына. Всё подчинено главной цели – заставить нас увидеть и понять взор Мадонны. Всё изображение вокруг, лишь сложная и необходимая рама, лишь аккомпанемент к центру полотна, лику Марии. Стремительный бег линий, весь сложный абрис силуэтов – всё неизбежно приводит нас к Ней. Расчёт мастера точен. И мы в плену у Мадонны на всю жизнь. Такова сила обобщённого образа, прекрасно воплощённая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне. Мадонна не только прекрасна, но и бесконечно мудра. Её взор, кажется, проникает в самую глубину явлений. О ней можно сказать словами Сервантеса:

«Она умеет видеть суть явлений

И там, где для мудрейшего темно…»

Давайте теперь попробуем сопоставить этот Образ с эмоционально – образным строем музыки Ф.Шуберта

  • Шуберт Ф. «Аве Мария».

Здесь важно услышать и почувствовать удивительное сочетание живописи и музыки, простоты и величия. Как художник и композитор, каждый своими средствами, создаёт ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.

Можем ли мы увидеть или услышать Присутствие Творца в этих произведениях? Давайте рассмотрим снежинку, которая появилась вследствие «облучения воды» музыкой Ф.Шуберта.

Как – же возникает этот процесс, «алхимия творчества»?

У поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки о процессе творчества:

«Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается, какой- то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него неповторимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь».

О каком «всепобеждающем звуке» рождающимся в душе человека, идёт речь? Когда вы занимаетесь той или иной творческой деятельностью, появляется ли у вас подобное ощущение? Кто диктует строки в тетрадь поэта? Как рождается творчество? (Вопросы для домашнего анализа)

Пение. Песня Ю. Атаманова «Мы едины в Господе»

1. Мы Едины в Господе, (2раза в конце песни)

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности –

Это жизни Гимн.

Луч любви для каждого,

Зёрнышко Земли.

Прорастает зёрнышко

В Бога Светлый Лик.

2. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для маленьких,

Луч и для больших,

Луч для падших ангелов,

Луч и для святых.

3. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для нищего,

Луч и для царя.

Для Звезды Рождественской


Close