Возможно, у вас есть знакомые "плавающие младенцы", и пример - их и их родителей - кажется вам достойным для подражания.

Возможно, начать занятия ранним плаванием с вашим малышом посоветовал врач.

А может быть, вы сами так любите воду, что не мыслите без нее детства своего малыша?

Тогда не теряйте времени. Наибольший эффект достигается при начале обучения раннему плаванию в первый-второй месяцы жизни - с возрастом врожденный рефлекс задержки дыхания, на котором основано младенческое плавание, начинает угасать. Хорошо, если в начале каждого этапа освоить упражнения вам поможет опытный инструктор по раннему плаванию.

Чем же полезно раннее плавание для малышей с точки зрения здоровья ребенка?

Во-первых, есть реальная возможность улучшить обменные процессы в организме новорожденного, лучше адаптировать его к окружающей среде.

Во-вторых, плавание для детей до 1 года помогает нормализовать внутричерепное давление, восстановить мозговое кровообращение, избавляет младенца от судорожных состояний.

В-третьих, при правильном проведении занятий в воде при дыхании "включаются" все отделы легких, что очень важно для детей, пребывавших в состоянии угнетения дыхания - при кесаревом сечении, обвитии пуповины вокруг шеи, аспирации (захлебывании) околоплодными водами во время родов.

В-четвертых, во время занятий плаванием, выравнивая внутригрудное давление, вы обеспечиваете оптимальное состояние сердечно-сосудистой системы малыша. Значительно снижается потребность в медикаментозном лечении (если эта потребность была, разумеется).

В-пятых, воздействие водного массажа благотворно сказывается на моторике кишечника, являясь профилактикой запоров и кишечной колики.

Водное пространство - мощная природная сила, правильно пользуясь которой, можно достигнуть оптимального развития и здоровья. Человек так устроен, что некоторые жизненно важные органы завершают свое развитие к 5 годам: мозг, железы внутренней секреции, печень. Занятия, движения в воде способствуют их гармоничному дозреванию. Особенно привлекательно раннее использование водных упражнений для физиологически незрелых и недоношенных детей.

Не ищите пока бассейнов. Первый, самый лучший бассейн есть у вас дома - ваша большая ванна. Если домашняя ванна внушает гигиенические опасения, возьмите прозрачную полиэтиленовую вымытую пленку, пометьте ту сторону, которая всегда будет "к ребенку", и проложите, закрепив скотчем, в вашу ванну. Индивидуальный детский бассейн готов.

Раннее обучение детей плаванию: что приготовить

В ванной комнате и непосредственно около ванной вам ничего не должно мешать (шампуни, стиральные порошки, грязное белье). Вымойте ванну детским или хозяйственным мылом, можно содой. На дно положите специальный резиновый коврик на присосках или стандартные резиновые рифленые коврики, тщательно вымытые щеткой с мылом, кипятком. Залейте воду до верхнего стока. Температура помещения - обычная. Температура воды должна быть комфортной и зависит от возраста и состояния ребенка: для новорожденного и недоношенного - 37°С, для остальных - 36°-36,5°С. В воду добавьте отвар череды (2 большие прессованные таблетки на большую ванну) или растворите в ней 300-400 г морской соли. Плавать с ребенком можно только спустя час после еды или за час до еды при его общем здоровье.

Первое занятие

Раздев ребенка на пеленальном столике в детской, подготовьте кожу и мышцы малыша к плаванию. В течение 1-2 минут проделайте поглаживающие движения всего тела: от пальчиков рук и ног - к туловищу, от позвоночника - к плечикам, круговые движения животика по часовой стрелке.

Накройте младенца банным полотенцем и отнесите в ванную. Полотенце положите на нагреватель, малыша строго вертикально опустите в воду. Во время занятий группируйтесь с ребенком. Переведите его в положение "ухват" (см. фото 1): правая рука поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу), а левая проделывает массажные движения в воде - разминает ягодицы, гладит спинку, разминает мышцы ножек и ручек. Вообще эта позиция отдыха и расслабления. В такое положение младенца можно переводить после каждого упражнения. Само нахождение в воде является лечебным. Даже если вы не все задуманное успели проделать в ванне, то обеспечили своему малышу состояние расслабления и комфорта. Допустимый в этом возрасте гипертонус благодаря вашим занятиям уменьшается и постепенно "уходит".

После вступительных массажных движений начинается "ходьба" по дну ванной (см. фото 2). Для этого переведите ребенка в вертикальное положение, командуя "Иди!", и следуйте за шаговыми движениями младенца. Если шагового движения нет, слегка "потанцуйте" с малышом на месте, раздражая рифленой поверхностью коврика его стопы. Любое движение окрашивайте эмоционально, у "пловца" должен быть стимул - например, яркая игрушка в руках папы, до которой надо "доплыть". "Ходите" 1-2 длины ванны, если ему нравится. Повторяемость и длительность каждого упражнения зависит от настроения ребенка и вашей уверенности.

Фото 1 Фото 2 Фото 3

После "ходьбы" переходите к "двойной ручной поддержке" с переводом ребенка в горизонтальное положение (см. фото 3). И в этом положении медленно проделывайте проводки "восьмерками" (см. рисунок). Возьмите за правило на середине ванны поворачивать ребенка движением к себе. Во время проводки большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку, слегка покачивайте правой кистью, стимулируя гребковые движения у малыша. Для первого раза достаточно 1-3 проводки. Не торопитесь и не бойтесь. Если малыш беспокоен и плачет, переведите его в положение "ухвата", левой рукой поглаживайте и успокоительно похлопывайте по спинке. Улыбайтесь младенцу, тихо разговаривайте с ним, хвалите. В это время вы и малыш успокаиваетесь.

Ныряй!

Самым ценным элементом первых занятий (от рождения до одного месяца) является "полив". Техника проведения: в положении "ухвата" левая рука зачерпывает воду (см. фото 4) и одновременно с командой "Ныряй!" поливает на лоб ребенка (см. фото 5). После полива проделайте проводку "восьмеркой" медленно, одобрительно разговаривая с малышом. Если ребенок абсолютно здоров, то занятие заканчивается "холодным пятном": откройте холодную воду и во время "восьмерки" проведите ребенка в месте "холодного пятна".

Фото 4 Фото 5

Вынув малыша из воды, заверните его в полотенце, отнесите в детскую комнату. Обычные гигиенические процедуры - туалет ушек, носика, складочек тела, особенно в паху, лучше производить здесь. Во время переодевания включите спокойную музыку. Говорите с малышом спокойным, ласковым голосом, еще раз похвалите его за упражнения в вашем домашнем "бассейне" грудничка. Он у вас молодец!

Возможно, то занятие, которое описано выше, полностью получится у вас через 2-3 недели. Это не страшно, торопиться не нужно. На следующем этапе вы научите малыша нырянию и новым упражнениям в воде.

Этап второй

На первом этапе (предполагаемый возраст ребенка - 1 месяц, длительность этапа - около месяца) маленький пловец постепенно привык к занятиям, он чувствует себя в воде (и в ваших руках) свободно и уверенно. Скорее всего, малыш уже освоил "ходьбу" по дну ванной и проводки "восьмерками", а вы овладели "двойной ручной поддержкой" и самым ценным элементом первых занятий - "поливом". Переходим к следующему "плавательному" этапу - нырянию.

Занятия плаванием в домашней ванне могут быть ежедневными, тогда их можно совмещать с гигиеническими водными процедурами. Возможно, вам удобнее чередовать плавание и мытье ребенка. Или же для обучения малыша плавательным упражнениям вы отведете специальное время днем. В любом случае домашним плаванием нужно заниматься не реже 2-3 раз в неделю, чтобы малыш не успевал забыть предыдущий водный "урок".

Как "нырнуть" ребенка

Первые (не только для вашего малыша, но и для вас) ныряния нужно выполнять энергично и аккуратно одновременно. При команде "Ныряй!" замените полив водой на лобик погружением ребенка в воду. Итак: левой рукой наклоняем голову ребенка, а правой погружаем малыша под воду примерно на секунду, сразу после команды "Ныряй!". Ведущая правая рука контролирует правильное погружение и выведение из воды. Если все сделано правильно, малыш в большинстве случаев спокоен, и можно сразу же "плыть" "восьмерку" дальше, не забывая при этом хвалить юного пловца. Если малыш при нырянии поперхнулся или закашлялся, ничего страшного. Действуйте быстро и весело (ваше беспокойство - первое, что чувствует самый маленький ребенок!): в положении ухвата свободной левой рукой проделываете мягкие похлопывающие движения рукой по спинке, с последующим проведением приема "эмбриона в воде" (см. фото 6). Этим упражнением хорошо пользоваться несколько раз в течение всего занятия, так как оно хорошо расслабляет малыша. За занятие проделываете от 3-4 ныряний с интервалом в одну минуту.

Фото 6

После ныряний - повторный массаж в воде с акцентом на мышцы спины, ягодицы. Повторите "потанцовывание", помогите младенцу обрести радостное настроение. Вспомните, что первый массаж - вступительный, проделываем тотчас после правильного погружения ребенка в воду вертикально в самом начале занятия. Вступительный массаж включает поглаживающие и разминающие движения вначале ручек по типу "надеть перчатку" - от кончика каждого пальца до ладошки проводите "одевающие" движения. Далее - веселые упражнения, названия которых говорит само за себя: "похлопать по водичке", "раскрыть кисть". Затем - массаж животика по часовой стрелке, разминающий массаж ножек, от стоп к голени по типу "надеть чулочки", от первого пальчика к пяточке, разминания в области Ахиллова сухожилия, ласковый нажим на область пяточки с последующим потряхиванием поочередно правой и левой ножки (поддерживаете ножку ребенка рукой за голеностопный сустав). Массажные движения ножек делайте правой рукой, левой же - поддерживайте малыша за плечики, шею и частично затылочек. В таком положении ноги находятся в "свободном плавании".

После этого переходите к поглаживающим и разминающим движениям спины, а также к глубокому массажу ягодиц. После этого - ходьба по дну ванны, которая устлана рифленой поверхностью резинового коврика. Завершается каждое занятие в домашней ванне "холодным пятном": откройте холодную воду и во время "восьмерки" проведите ребенка в месте "холодного пятна".

Схема занятия 2, которое вы проводите в течение 1 месяца:

  1. Вступительный массаж.
  2. Ходьба по дну - 2-4 длины ванны.
  3. Проводки "восьмерками" - 2-4 длины ванны.
  4. Упражнения с поливом - 2-4 раза.
  5. Ныряние с правильным интервалом в 1-2 минуты - 2-4 раза.
  6. Повторный массаж.
  7. "Танцевальная" ходьба по дну ванны (потанцовывание).
  8. Гармонизация малыша, создание положительного настроя после плавания.

Обливаемся

При слове "обливание" не вздрогнет только самая смелая мама. Однако многие согласятся с тем, что в современном понятии "здоровый человек" не последнее место занимает составляющая "закаленный человек". Предлагаем начать с малого, но очень важного. А именно с обливания младенца прохладной водой.

Налейте в ковшик 200-500 мл воды комнатной температуры, еще лучше - родниковой или минеральной типа "Ессентуки-4". Произнесите команду "Ныряй!" и вылейте воду на голову (темя) ребенка. Вы держите малыша под мышки вертикально, поливает опытный ассистент - папа или бабушка. Или наоборот: вы поливаете, а ассистент держит закаленного малыша.

Обливание всегда сопровождайте словами восхищения и одобрения. Любой человек, ребенок в том числе, впервые почувствовав холодовой дискомфорт, будет недоволен. Как маленький ребенок может выразить недовольство? Он заплачет или даже закричит. Но, поверьте, очень скоро привыкнет к "холодному пятну" в конце каждого занятия. Больше того, через некоторое время вы постепенно будете снижать температуру воды, а защитные ресурсы детского организма будут постепенно повышаться. Обливание или "холодное пятно" - прекрасная форма закаливания маленького ребенка. А прочувствовать весь истинный смысл этой процедуры вы сможете, если будете обливаться вместе с малышом.

После каждого обливания, особенно в самом начале, гармонизируйте своего малыша: он должен успокоиться в воде и "выйти" из ванны только с положительными эмоциями.

Ныряем без полива

Через месяц после освоения второго занятия, главное упражнение которого - ныряние, переходите к "нырянию без полива". Данное занятие аналогично второму, однако после ныряния с поливом через интервал в одну минуту сгруппируйтесь с ребенком, произнесите команду "Ныряй!" и тотчас погрузите ребенка в воду на одну секунду.

В течение месяца проделывайте ныряния по такой схеме:

  1. Упражнения с поливом.
  2. Ныряние с поливом.
  3. Ныряние без полива (в промежутках между ныряньями - "эмбрион в воде", потанцовывание).

Этап третий

На первых двух этапах вы и ваш малыш (в течение первых трех-четырех месяцев жизни) освоили первые упражнения по обучению плаванию в домашней ванне: познакомились с техникой проведения "проводок восьмерками", "ручной двойной поддержки", "полива" и собственно ныряния (на команду "Ныряй!"); узнали, что такое "ухват", "ходьба", "потанцовывание", "эмбрион в воде". Также мы подробно рассказывали о закаливающих процедурах в конце занятия (так называемое "холодное пятно"), массаже в воде.

Торпеда

Если все предыдущие упражнения освоены, переходите к новой поддержке при нырянии - "торпеда". Мягко, но надежно удерживая малыша с двух сторон за грудную клетку (см. фото 7), группируйтесь с ним, произносите команду "Ныряй!" и погружайте ребенка в воду вперед лбом на 1-2 секунды. Постепенно увеличивайте продолжительность "торпеды" - но только при положительных эмоциях малыша! Через несколько занятий на втором или третьем нырянии при поддержке "торпеда" отпускайте руки на 1 секунду на середине проплыва. Затем мягко подхватывайте малыша, опять же поддержкой "торпеда" (см. фото 8). При выходе из ныряния не забудьте похвалить своего ловкого, смелого ребенка. Если у грудничка хорошая и спокойная реакция, не вытаскивая его из воды, проплывайте дальше за игрушкой. То есть практикуйте непрерывное плавание: нырнули, выплыли, поплыли дальше.

Фото 7 Фото 8

Схема занятия 3:

  1. Массаж в воде.
  2. Гимнастика в воде включает следующие упражнения:
    • одной рукой поддерживаем ребенка в положении "ухвата", другой рукой берем руку ребенка и выполняем движения по всей амплитуде плечевого сустава, имитируя плавание кролем;
    • "маятник" (см. фото 9) - поднимаем малыша за вытянутые руки на разную высоту. Проделываем 4-6 раз.
    • вкладываем свою руку в кисть ребенка и выполняем упражнение "полощем белье" (см. фото 10) - маятникообразные движения корпусом ребенка "вперед-назад".
  3. Ходьба по дну ванны.
  4. Проплыв "восьмерками".
  5. Ныряние "торпеда".
  6. В промежутках между ныряниями - "эмбрион в воде", потанцовывание.
  7. Ходьба по дну ванны.
  8. Заключительный массаж.
  9. "Холодное пятно" или обливание.
  10. Гармонизация малыша (ласковые слова, похвалы, восхищение ребенком).
Фото 9 Фото 10

Ребенок должен успокоиться только в воде, иначе отрицательная память зафиксирует неприятный момент, и в следующий раз малыш начнет плакать, уже только увидев ванну.

Пора в бассейн

Наступает время перехода в бассейн детской поликлиники (или аналогичный) - домашняя ванна становится ребенку мала. Необходимые условия для плавания в бассейне: малыш освоил ныряние "торпедой"; ему не меньше 6 месяцев; удовлетворительные результаты анализов кала на энтеробиоз и яйца глистов . Если вы будете находиться в воде с малышом (существуют разные конструкции детских бассейнов, в одних это возможно, в других - нет), от вас тоже потребуются справки, какие именно - уточнит инструктор бассейна.

Иногда для того, чтобы вас записали в бассейн поликлиники, необходимо направление от педиатра или невропатолога. Не поленитесь - получите его. Малышей с кожными проблемами (атопический дерматит, детская экзема, пищевая аллергия и т.д.) нужно проконсультировать у дерматолога. Ошибочно заранее считать, что состояние кожи ребенка непременно ухудшится от занятий в воде. Все очень индивидуально.

Увы, вода любого бассейна хлорируется (без этого нельзя!), поэтому заведите правило обливать малыша в конце каждого занятия "морской водой" (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 л воды). Смывать такую воду вкуса слезы не нужно. Исключение - дети с очень чувствительной кожей. Их лучше обливать принесенным из дома овсяным отваром, минеральной или родниковой водой (0,5-1 л будет достаточно).

Почему я настоятельно советую посещать детский бассейн?

Во-первых, это дает возможность ребенку научиться плавать по-настоящему, что в условиях домашней ванны невозможно. Формируется очень полезный навык, который пригодится в течение всей жизни. Глубина бассейна позволяет вплотную подойти к подводному плаванию, а это очень полезно для растущего детского организма.

Во-вторых, в бассейне более мощный закаливающий фактор, чем дома, в ванне.

В-третьих, именно здесь малыш приобретает первые навыки группового физического развития, соревнования, подражания, общения в коллективе.

Что же делать в бассейне? Этим мы займемся на следующем этапе.

Этап четвертый

Вашему малышу уже около полугода. На предыдущих этапах вы с ним научились различным поддержкам, гимнастике и массажу в воде; освоили ныряние с поливом, а также ныряние “торпедой“. Надеемся, и закаливание с помощью “холодного пятна“ и обливания идет успешно.

Пора учиться плавать по-настоящему. Для этого необходим бассейн - такой, как в детской поликлинике. Если же середина первого года вашего малыша пришлась как раз на лето - начать можно в надувном бассейне на даче.

Как подготовить дачный надувной бассейн

Надувные бассейны с мягким дном должны быть обеспечены надежным поддоном - на землю постелите солому, дерн, брезент, только на такое покрытие можно устанавливать бассейн.

Бассейн промойте хозяйственным мылом или содой, залейте обычной водой (не кипяченой), добавьте отвар трав (ромашка, череда, мята, зверобой и т.д.). В течение одного дня (не дольше) используйте одну и ту же воду, в перерывах между плаванием надежно закрывая бассейн полиэтиленовой пленкой (приклейте скотчем). Каждый раз перед началом плавания контролируйте температуру воды (не ниже 34 С), а также освежайте бактерицидным травным отваром. В конце купания вместо "холодного пятна" проводите обливание "морской водой" (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 воды) комнатной температуры, приготовленной заранее в кувшине.

С бортика - в воду

Вот новое упражнение, которое добавляется в ваш "арсенал" в бассейне с бортиками. Вы находитесь в воде (конечно, если позволяет состояние здоровья; не забудьте также о предварительных гигиенических процедурах). Придерживая малыша, аккуратно посадите его на бортик бассейна. Держите за ручки, вложив большие пальцы в ладонь ребенка. По команде "Ныряй!" плавно потяните малыша на себя - он соскользнет с бортика и попадет к вам в объятия.

После того как малышу понравится "падать" с бортика, учите его "проплывать" некоторое расстояние в воде. Добиться этого можно, не вынимая ребенка сразу из воды. Держите его за руки и как бы "на буксире" слегка "тащите" по воде. Эту игру повторяйте несколько дней, малышу она наверняка понравится.

Еще через несколько дней к вам на помощь приходит ассистент - папа, старший ребенок, бабушка. Ассистент держит малыша в положении "торпеда" у бортика бассейна. Вы находитесь в середине бассейна и руками маните ребенка к себе. Ассистент, группируясь вместе с малышом, произносит команду "Ныряй!" и погружает малыша в воду в положении "торпеда" (см. рис. 3). Ребенок, устремляясь к вам, совершает плавательные движения руками и ногами, открывает глаза в воде, "координированно" достигает вас. А ваша задача - помочь юному пловцу вынырнуть, попадая в ваши объятия. Чем привычнее для ребенка становится ныряние, тем дальше мама отходит от ассистента.

Рис. 3

Если по каким-то причинам вы не можете находиться в бассейне (ваше состояние здоровья не позволяет или бассейн очень маленький), то занятия с малышом будут называться "Поймай своего ребенка" (см. рис. 3): вы пускаете грудничка в "свободное плавание" с одного бортика, ассистент "вылавливает" его с другой стороны бассейна.

В бассейне поликлиники

Его посещают младенцы с 3-5 недель вместе с мамами. Инструктор по плаванию 1-2 раза в месяц в специальной большой ванне показывает упражнения, которые потом нужно делать дома. Через месяц - новая "порция" упражнений.

Плаванье непосредственно в бассейне начинается ближе к 6 месяцам. При этом есть отдельные программы для уже ныряющих детей и для тех, кто занялся плаванием только что. Записываясь в бассейн, обратите внимание инструктора на то, чему ваш малыш уже научился, плавая в домашней ванне. Предлагая вам новые упражнения, инструктор учтет эти умения, даже если программа, принятая в этом бассейне, несколько отличается от той, что освоили мы с вами.

Но бывает и так, что инструктор занимается только с самыми маленькими грудничками и их родителями, а на "старшеньких" может не хватать времени. Что в этом случае делать в бассейне?

План занятия 4:

  1. Массаж, гимнастика в воде (проконсультируйтесь у инструктора, если что-то забыли).
  2. Ныряние из положения "торпеда" с коротким отпуском рук. По мере адаптации к "большой воде" и задержке дыхания допустимо нахождение ребенка под водой 5-7 секунд. Если реакция на ныряния хорошая, допустимы два ныряния подряд.
  3. Улучшение плавательных способностей с помощью ласт. Купите детские резиновые (и только резиновые, пластмассовые не годятся!) ласты самого маленького размера и с помощью незамысловатых действий у вас получатся отличные ласты конкретно для вашего пловца (см. рис. 4).
  4. Упражнение "С бортика - в воду" (описание см. выше).
  5. Игры в воде: "спаси утонувшую игрушку", ныряние с бортика в надувной круг, ныряние с бортика "солдатиком", соревновательные игры на воде (кто быстрее доплывет до бортика и т.д.).
Рис. 4

А нужен ли чепчик?

Несколько слов о так называемых автономных поддержках - пенопластовых чепчиках, "крыльях Нептуна", резиновых кругах, нарукавниках, шейных держателях ("ноги слона") и т.д. Все вышеперечисленные "плавсредства" вы обязательно увидите в детском бассейне. На мой взгляд (который может не совпадать с мнением инструктора вашего бассейна), все виды автономной поддержки имеют свою отрицательную сторону. Рассчитывать на чужие силы вредно в любом возрасте. При пассивном нахождении на воде, когда держаться "на плаву" помогают круг или "нарукавники", ребенок теряет правильное восприятие воды. Однако "плавсредства" удобны при проведении лечебного массажа отдельных частей тела в воде, а также для отдыха в воде, отработки отдельных элементов плавания, лечебной гимнастики.

Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток и витаминов. Чтобы быть по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет, заниматься физкультурой. Плавание для детей поможет вашему ребенку.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни.

Водные занятия закаливают ребенка помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения.

Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы эти навыки были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания.

В оздоровительном центре «Аквазнайка» с вашим ребенком индивидуально занимается квалифицированный опытный тренер. Большинство упражнений выполняется в форме игр, которые помогают привить малышу любовь к водной среде. Тренер учит ребенка ныряниям, прыжкам в воду, отрабатывает с ребенком элементы плавательных движений и готовит к самостоятельному плаванию. Во время занятий ребенок получает водный массаж и оздоровительную гимнастику направленную на укрепление всего организма.

Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье.

Квалифицированные тренеры по плаванию в бассейнах «Аквазнайки» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

Если подросшие ребятишки с удовольствием занимают себя на пляже сами (был бы водоем!), то маленькие купальщики нуждаются в постоянном участии взрослого. А что делать с малышом в воде и как играть, родители могут придумать не всегда.

Ребенок в море

Знакомство с морем – очень важный момент первого летнего отдыха с ребенком . От того, насколько комфортным и приятным оно будет, может зависеть и дальнейшее отношение малыша к морским купаниям. Поэтому постараемся не сделать ошибок, чтобы привить малышу любовь к играм в воде и плаванию.

Для первого купания ребенка в море желательно выбрать подходящие условия. Если в 1 день вашего пребывания на пляже погода ветреная и прохладная, с купанием лучше повременить. Не стоит окунать ребенка в море при температуре воды ниже 20°С. Вообще, для первых купаний оптимальная температура воды от 22–24°С, а воздуха – не ниже 25°С. Слишком холодная вода может не только стать причиной переохлаждения, но и напугать малыша. Если ребенок будет некомфортно себя чувствовать, купание может ему не понравиться. Первые «заплывы» не должны превышать 2–3 мин. В последующем продолжительность игр в воде можно увеличивать до 5–7 мин, а при очень теплом море и до 10.

Прежде чем отправиться купаться, малыш должен посидеть в тени около 10 мин, чтобы чуть-чуть остыть. Если окунать в воду ребенка , слишком разгоряченного жарким солнышком, можно легко получить простуду. Между купаниями тоже делайте достаточный перерыв, чтобы малыш как следует согрелся.

При знакомстве с морем непременно учитывайте эмоциональное состояние крохи. Нельзя приводить ребенка на пляж , если ему нездоровится. Не нужно вести его в воду, когда он не в настроении и капризничает. Дождитесь, когда маленький «бука» станет более сговорчивым. Не стоит купаться натощак, но и сразу после приема пищи тоже не нужно. Оптимально – через 1–1,5 часа после еды.

Итак, начинаем знакомство с морем! Сначала просто понаблюдайте за малышом. Одни бесстрашные ребятишки сразу же пытаются добраться до воды. С такими обычно проблем не возникает. Другие опасливо стоят в сторонке. Не настаивайте и не спешите. Сначала просто поиграйте с ребенком у воды, пусть набегающая волна дотрагивается до ручек и ножек малыша. «Посмотри, какая волна ласковая, она тебя погладила, давай и мы ее погладим!» Потрогайте, погладьте волну, помочите в море ручки. Походите с малышом по кромке воды, высоко поднимая ноги, как аисты. Побегайте, представляя себя лошадками. Потом можно зайти в море по колено, потопать ножками, создавая брызги, поиграть с водоплавающими игрушками. Если кроха не возражает, возьмите его на руки и занесите в море. Обязательно при этом эмоционально разговаривайте с ним, говорите что-нибудь радостное! Малыш должен видеть и чувствовать, что купаться – это весело! Если ребенок начинает сопротивляться или просит, чтобы вы не заходили дальше, не настаивайте. Пусть привыкает к купаниям постепенно. Попрыгайте с малышом на руках, погружая его в воду по плечики, покружитесь с ним в воде. Если кроха не против, возьмите его под мышки или в области запястий и покачайте в воде вверх-вниз и из стороны в сторону. Старайтесь, чтобы первое время брызги не попадали ребенку в лицо, крепко его держите и, конечно, внимательно прислушивайтесь к его ощущениям. Они обязательно должны быть позитивными!

Детская пляжная одежда

Маленькому купальщику, точно так же, как и взрослому, необходима удобная пляжная одежда . Сейчас можно отыскать в продаже специальные одноразовые подгузники для купания и непромокаемые трусики , которые помогают уберечься в воде от «детских неожиданностей». Но их лучше оставить для бассейна. А в естественных водоемах вполне можно обойтись самыми обычными трусиками. Стоит написать про купальные костюмы с длинными рукавами, чтобы в воде ребенок не обгорел.

Купаться и играть на пляже без трусиков не рекомендуется. Песок, попадая в область половых органов и промежности, может стать причиной воспалительных заболеваний, да и просто раздражать нежную кожу ребенка. Особенно это касается девочек.

Неплохой и современный вариант детского купальника – закрытый купальник с рукавами. Он надежно закрывает самые нежные и «обгораемые» части тела крохи – спинку и плечики. А еще есть купальники для малышей с УФ-защитой. Они сделаны из особого материала, который задерживает вредные солнечные излучения. Такие купальные костюмы особенно хороши для самых маленьких курортников. Благодаря им можно свести к минимуму использование солнцезащитного крема, который постепенно смывается в воде. Из УФ-защитной ткани можно приобрести и панамки, закрывающие не только голову, но и шею.

Пока ребенок еще не умеет самостоятельно держаться на воде, ему пригодятся всевозможные «плавсредства». С ними купание будет веселее и разнообразнее. Безопаснее всего надевать на малыша детский надувной жилет . Внимательно подберите его по размеру, чтобы жилет плотно облегал тело малыша и надежно фиксировался шнуровкой или застежками. Малышу от 1,5 лет можно надевать надувные нарукавники. Только не забывайте, что нарукавники лишь слегка поддерживают ребенка на воде, но не обеспечивают его безопасность. Так что без поддержки сильных и любящих рук крохе никак не обойтись!

Надувной круг – тоже хороший помощник на воде. Плавать с ним гораздо веселее! Но классический круг покупайте только подросшим ребятишкам от 1,5–2 лет. Ребенок должен понимать, что за круг нужно придерживаться руками. Самые крошечные пловцы могут просто-напросто выскользнуть из него. Круг тоже нужно подбирать по размеру: чем младше ребенок, тем меньше диаметр внутреннего отверстия круга. В идеале круг должен сидеть на маленьком пловце достаточно плотно. Для самых маленьких пловцов в возрасте от 9 месяцев до 1,5–2 лет можно купить круг со «штанишками». Особое внутреннее сидение круга не позволит малышу выскользнуть. Но будьте осторожны: такой круг может перевернуться.

Современная творческая мысль не стоит на месте! И кроме классических, привычных с детства кругов для плавания появляются совершенно новые их виды! Сейчас можно отыскать специальные надувные круги SwimTrainer, с помощью которых вы сможете безопасно играть на воде даже с грудничком и обучать его плавать. Конструкция этого изделия, во-первых, не позволит ребенку выскользнуть из круга, а, во-вторых, поможет маленькому пловцу принять правильную горизонтальную позу для плавания, но при этом не позволит наклоняться слишком сильно вперед и наглотаться воды.

Ближе к 3 годам можно предложить ребенку дощечку для плавания. Кроха сможет грести ручками и ножками, лежа на дощечке или отрабатывать с ее помощью самые первые плавательные движения.


Детский страх

Многие родители уверены, что все дети без исключения обожают плескаться в воде. Но это не совсем так. Есть немало малышей, которые по каким-то непонятным причинам боятся воды и категорически отказываются заходить в ласковое море. Ну, это оно нам может казаться ласковым, а вот ребенку нередко внушает страх. Отчего же это может происходить?

Во-первых, многие дети относятся с опаской ко всему новому. Первые купания в море, реке или бассейне могут вызывать у них не столько страх, сколько опасение: как-то оно все будет? И это совершенно нормальная реакция. Очень важно знакомить таких детей с морем постепенно и ни в коем случае не заносить в воду насильно. Только попробуйте так поступить, и кроха убедится в том, что его опасения действительно были не напрасными… Весьма вероятно, что его осторожность перерастет в стойкое нежелание играть в воде. И может пройти несколько лет, прежде чем малыш переменит свое отношение к купанию в море.

Во-вторых, море может пугать ребенка своей темнотой, тем, что там совсем-совсем ничего не видно. А если не видно, детское воображение начинает додумывать и рисовать самые разные картинки: а вдруг там, на дне, крошечные ножки подстерегает огромная кусачая рыба или какое-нибудь невиданное чудовище? Особенно, если кто-нибудь уже успел напугать малыша «крабом с клешнями» или «акулой-каракулой». Причем, такие ребятишки обычно охотно соглашаются поплавать в бассейне, а вот в открытом водоеме отказываются. И это понятно: бассейн просматривается до самого дна, и сразу видно, что никакой опасности там нет. Как себя вести с такими маленькими трусишками?

Очень подробно рассказывать и объяснять, что ничего страшного под водой у берега нет. Там только песочек, камешки, ракушки и крошечные добрые рыбки. Показывать это на собственном примере и на примере радостно купающихся детей : «Видишь, они не боятся! Им весело!» По возможности выбирайте для первых купаний мелкое море с чистой, прозрачной, спокойной водой и без водорослей у берега. Кстати, водоросли тоже часто пугают малышей, учитывайте это. Если крохе будет видно дно, он станет заходить в воду гораздо охотнее. Если малыш уже умеет задерживать на несколько секунд дыхание, можно надеть ему маску и предложить поглядеть, что творится под водой. Для этого не нужно заплывать далеко, достаточно зайти в воду по пояс и опустить лицо в маске в воду. Убедившись, что под водой нет ничего страшного, малыш в скором времени перестанет упорствовать.

В-третьих, страх может быть связан с неудачным первым купанием ребенка . Может, кроху накрыла волна, и он глотнул воды. Может, папа слишком активно играл в воде с сыном или дочуркой, и малыш испугался. В этом случае не настаивайте на том, чтобы ребенок заходил в воду. Малышу понадобится время, чтобы доверие к воде вернулось. А пока пусть плещется в надувном бассейне на берегу, играет у воды, бросает в море камешки. Придумывайте для крохи всевозможные игры с водой, заманивайте его сначала просто помочить ножки, потом помыть коленочки. Пусть запускает в море кораблики и другие водоплавающие игрушки, роет колодцы, строит запруды… Просите малыша набрать и принести ведерко воды для ваших построек. Делайте все ненастойчиво, постепенно, без давления. И через время кроха обязательно вновь полюбит купание.

Чтобы свести подобные проблемы к минимуму, желательно готовить ребенка к купанию в море заранее, когда вы еще находитесь дома. Рассказывайте ребенку, даже самому маленькому, разные интересные истории о море, о том, как вы будете там купаться и отдыхать, чем будете заниматься, во что играть. Можно даже целый ритуал придумать: например, выделить для таких рассказов определенное время. Скажем, перед сном. Читайте малышу книги морской тематики: сказки, стихи, рассказы. Рассматривайте на картинках корабли и морских животных. Смотрите вместе мультфильмы о море. Все рассказы обязательно должны быть светлыми и радостными, позитивными. Так у малыша заранее создастся положительный настрой на отдых. Он полюбит море заочно. А потом будет с нетерпением ждать встречи с ним.

Пока ребенок не умеет плавать и не может развлекать себя самостоятельно, необходимо придумывать для него в воде всевозможные игры. И, конечно, участвовать в них вместе с маленьким купальщиком. Это несложно и весело!

Чтобы малыш не боялся заходить в воду, предложите ему доставать со дна моря небольшие игрушки. Нужны такие предметы, которые тонут. Сначала кладите игрушки у самого берега и просите малыша принести их вам. Потом можно класть их чуть дальше от берега при условии, что вода прозрачная и малыш может их видеть.

Можно собрать на берегу обточенные морем цветные стеклышки или ракушки и разложить их на дне у самого берега. Пусть это будут сокровища с затонувшего корабля. Задача малыша – собрать сокровища и погрузить их на кораблик.

Зайдите с малышом в воду по щиколотку, лягте на живот. Сначала просто полежите у берега, чтобы волны легонько покачивали вас. Затем скажите малышу, что вы – два крокодильчика. Покажите ребенку, как можно ходить по дну на руках, при этом ноги выпрямлены назад и не касаются дна.

Если малыш не боится воды, можно немножко с ним побрызгаться. Покажите крохе, как шлепать ладошками по воде, чтобы получались брызги. На самых маленьких игроков брызгайте совсем чуть-чуть, с малышами постарше можно устроить морской бой посерьезнее. Игра поможет малышу не бояться брызг, научит спокойно относиться к тому, что вода может попасть в лицо.

Бумажный кораблик . Если мама или папа вспомнят свое детство и смастерят для малыша несколько бумажных корабликов, у вас получится замечательная забава. Кораблики можно просто пускать на воду, сажать в них пассажиров, грузить камешками, дуть на них, заставляя двигаться в нужную сторону. После плавания пусть корабли просохнут на солнышке – и они снова готовы к плаванию!

Непременно захватите на пляж или в бассейн вместительную пластмассовую лодочку и несколько мелких игрушек-пассажиров. Малыш сможет посадить пассажиров на кораблик и катать их по волнам, зайдя в воду по пояс. Кстати, роль пассажиров могут играть камешки и ракушки.

Маленький плот . Если у вас есть дощечка для плавания или детский надувной матрас, можно использовать их как плот и катать на них игрушки. Можно положить кроху на матрас, посадить рядом игрушки и отправиться в плавание всем вместе под внимательным наблюдением папы-капитана.

Купаем куклу. Предложите малышу выкупать резинового пупсика или любую другую подходящую игрушку. Можно даже машину вымыть! Подобные нехитрые игры будут помогать крохе безбоязненно заходить в воду.

Морской бой. Пустите в плавание формочку для песка и предложите малышу бросать камешки таким образом, чтобы попадать точно в «кораблик». Бросать камешки можно до тех пор, пока кораблик не потонет. Стремясь точнее попадать в формочку, малыш будет заходить все дальше в воду. Такая забава особенно хороша для маленьких трусишек, боящихся воды.

Детская лейка . Игра с лейкой даст возможность малышу быстро освоиться с водой в открытом водоеме. Чтобы набрать в нее воду, нужно зайти в море хотя бы по колено. Вот и пусть кроха набирает воду, а затем поливает ею песок, камешки, маму с папой и, конечно, себя самого. При этом можно приговаривать:

Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растет
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
(Г. Лагздынь)

Вместо лейки можно использовать пластиковую бутылку. Пусть кроха набирает в нее воду, наблюдая за смешными пузырьками воздуха, затем выливает воду и снова набирает.

Надувной мяч . Поиграйте с малышом в воде небольшим надувным мячиком. Если кроха уже умеет ловить мяч, перебрасывайте игрушку друг другу. Только следите, чтобы во время игры малыш не заходил в воду дальше, чем по пояс: он может потерять равновесие и «нырнуть». Если кроха еще не может ловить мяч, просто бросайте мячик на мелководье, пусть малыш вылавливает его из воды и приносит или бросает вам.


Детские стишки

Маленьким ребятишкам нравится, когда их повседневные дела и игры сопровождаются стишками. Со стишками и купаться веселее, и со страхом воды легче справиться!

Баба сеяла горох! Наверное, и вы сами в детстве забегали в море под эту веселую приговорку. В детстве было страшно первый раз окунаться в прохладную воду, и стишок в этом помогал. Чтобы отвлечь малыша от возможных неприятных ощущений, берем его на руки (если он не возражает), заходим в воду по пояс, а затем ритмично рассказываем стишок и в конце приседаем:

Баба сеяла горох
И сказала деду: «Ох!»
А потом расскажем другой вариант стишка и попрыгаем в воде:
Баба сеяла горох –
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок –
Прыг-скок, прыг-скок!

Следующий детский стишок тоже замечательно подходит для игры в воде. Под него можно окунать малыша в воду, держа под мышки или за запястья, слегка бултыхать в водичке, вытаскивать и снова окунать.

Пришел медведь к броду,
Влез на колоду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду!

Можно поиграть с волнами, приговаривая стишок Э. Машковской. Мама берет кроху за ручку, и вместе они бегут к морю:

Море, я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна бежит ко мне!…

Если малыш не боится воды, смело забегаем в море. Если же он пока еще опасается купаться, добегаем до кромки воды, встречаемся с волной и быстренько отбегаем назад. Так повторяем до тех пор, пока игра интересна ребенку. Эту забаву тоже можно использовать для первого знакомства малыша с морем.

А теперь поиграем с морем под стишок С. Капутикян. Только немножко переделаем его. Все-таки мы не в ванной будем купаться, а в настоящем море! Попробуйте выполнять разные движения под стишок – хлюпайте ладошкой по водичке, болтайте ножками, прыгайте:

Кто тут будет – куп, куп,
По водичке – хлюп, хлюп,
В море быстро – прыг, прыг,
В море ножкой – дрыг, дрыг?
Будут волны пениться,
И страх куда-то денется…

Безопасное купание

Даже если море совсем мелкое и спокойное, даже если вам кажется, что кроха – вполне сознательный ребенок и сам никогда не полезет на глубину, никогда не забывайте главное правило безопасности на воде : малыш должен находиться возле водоема и в воде только вместе со взрослым! Не оставляйте его без присмотра ни на минуту!

Если у вас есть небольшая надувная лодочка или матрас, будьте крайне осторожны, плавая на них вместе с малышом. Конечно, покачаться на волнах с папой или мамой – дело приятное и веселое! Но подобные «плавсредства» небезопасны: лодочки легко переворачиваются даже от небольшой волны, с матраса можно без труда соскользнуть в воду, да и сдуться он может… Поэтому, если берете в плавание кроху, обязательно надевайте на него надувной жилет (не круг!) или нарукавники. Так, даже если малыш случайно упадет за борт, он не нырнет под воду, а удержится на поверхности. И, конечно, не заплывайте с ребенком далеко от берега. В целях безопасности, пока ребенок мал, лучше плавать на мелководье.

Купаясь в море с ребенком , старайтесь держаться в стороне от резвящихся в воде ребятишек постарше и подростков. Они могут нечаянно толкнуть ребенка и даже сбить его с ног. Если вы во время купания держите малыша на руках, не заходите слишком глубоко в воду. Важно, чтобы вы уверенно стояли на ногах и не потеряли равновесие.

Возможно, вам будут интересны статьи

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку.

Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.

Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:

  • острые инфекционные заболевания;
  • различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность), вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.

Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.

Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.

Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка - это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

    Двойная ручная поддержка при плавании на спине : четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы - на груди.

    Двуручная поддержка при плавании на груди : указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.

    Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди : большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные - на груди.

    Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине : большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.

Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи.

В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут.

Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.

Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.

Массаж и гимнастика перед плаванием

Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук - это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.

Упражнения для ног

1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.

2. Исходное положение - то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом».

Упражнения для рук

  1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: «Ручки - кролем».
  2. Исходное положение - то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: «Ручки - брассом».
  3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.

Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.

Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.

По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния - 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине.

Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

Переходим ко второй половине цикла - плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд.

Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.

Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца - 5 и так далее.

Погружение и ныряние

Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица.

Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.

Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца.

В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами.

Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).

Первый месяц занятий:

  • отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.

Второй месяц занятий:

    отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;

    введение дополнительного элемента - комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие - ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг - скок!»;

    обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта

По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.

Главное правило - нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты - шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий:

  • освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году - одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается.

После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

    комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.

    «торпеда» с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания - дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.

С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше - в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.

Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.

Журнал "Мама и Малыш", 2/2006 г.

Водные процедуры полезны для человека любого возраста, в частности для детей. Плавание для детей – доступный вид физической активности. Эта неотъемлемая часть физического воспитания малыша прививает тягу к здоровому образу жизни, дисциплине, самостоятельности. Трудно переоценить благотворное влияние водных упражнений на подрастающий организм.

Навыки с пеленок

В утробе матери развитие плода происходит в водной среде. После рождения сохраняется рефлекс задержки дыхания и плавания. Последний угасает без развития к 3-3,5 месяцам жизни. Опираясь на эти рефлексы, создаются методики грудничкового плавания. Из-за малого веса младенец без трудностей держится на воде, имеет плавучесть.

Обучить малыша плавать можно в домашних условиях. После заживления пупочной ранки (10-14 день) для этого подойдет ванна. Понадобится консультация педиатра и инструктора.

Педиатр осмотрит младенца на отсутствие противопоказаний. Инструктор обучит регулировать нагрузки, удерживать грудничка. После вводного урока родители смогут заниматься с младенцем, опираясь на обучающие пособия. Бассейн с инструктором можно посещать с 2 месячного возраста.

Если начать обучение в раннем возрасте и продолжать его до 2-3 лет, навыки останутся на всю жизнь. Перерывы в 1-2 месяца ведут к потере навыков.

Восстановить навыки получится, когда у малыша появится способность воспринимать и выполнять упражнения для плавания детей под руководством взрослого.

Плыть или не плыть: вот в чем вопрос?

Развлечения на воде, купание оздоравливают, укрепляют детский организм. Плавать могут здоровые дети. В случае болезни, следует прекратить занятия до выздоровления и разрешения врача.

Полезно ли плавание детям?

Пользу детского плавания сложно переоценить :

  1. Новорожденные быстрее адаптируются к окружающему миру – координация движений улучшается, навыки ползания, ходьбы развиваются быстрее, гипо- и мышц не наблюдается.
  2. Развивается дыхательная система за счет «включения» всех отделов легких. Это важно детям, родившимся в результате кесарева сечения, с обвитием пуповины, с аспирацией околоплодными водами при родах. Также вентиляция дыхательной системы предупреждает заболевания верхних дыхательных путей.
  3. Пребывание в воде стабилизирует внутричерепное давление, улучшает мозговое кровообращение, помогает избавиться от судорог.
  4. Стабилизация внутригрудного давления выравнивает работу сердечно-сосудистой системы.
  5. Улучшается работа кишечника за счет массажа водными потоками.
  6. Формируется правильная осанка, предупреждается плоскостопие, сколиоз.
  7. Закаливание в виде обливаний, обтираний, купаний – действенный способ укрепления детского организма.
  8. У детей повышается настроение, они крепче спят и лучше едят, беспокойство и стресс пропадают, нервная система укрепляется.

Для достижения желаемого результата заниматься нужно не менее 2 раз в неделю.

7 причин, когда плавать запрещено

  1. при обострении любой болезни;
  2. при серьезных отклонениях в развитии (индивидуально);
  3. при риске развития судорог;
  4. при повышенной тела;
  5. при открытых ранах;
  6. при кожных инфекциях;
  7. при сердечной недостаточности.

Нагрузка сокращается

  • при маленьком весе;
  • при склонности к простудным заболеваниям.

Занятие прекращается

  • при плаче;
  • при синеющем носогубном треугольнике;
  • при появлении дрожи, гусиной кожи.

Если малыш замерз, надо попробовать согреть его, добавив горячей воды, прижав к себе или растерев полотенцем.

Дети с серьезными отклонениями в состоянии здоровья ( , анемия, заболевания ЦНС, гипотрофия) могут плавать, но в этом случае упражнения носят медицинский характер. Допускает к ним специалист, он же определяет подробный план занятий.

Бассейн: спорт или развлечение?

Выбирают секцию плавания для детей в зависимости от того, чего хочется достичь: оздоровления организма или спортивных результатов.

Оздоровительные упражнения укрепят, поспособствуют гармоничному развитию, тренировке вестибулярного аппарата, формированию дыхательных навыков.

Спортивные занятия подразумевают частые тренировки не только в воде, но и на беговой дорожке, силовые нагрузки в спортзале. Как и в любом спорте присутствует соперничество.

Результаты порадуют, если занятия будут проходить с удовольствием, без постоянного психологического и физического перенапряжения . Если это не так, следует выбрать вид спорта по душе.

Начинать плавать нужно в обычной секции оздоровительного характера. Если будет желание, успехи, рекомендация тренера, то перейти в спортивную школу плавания для детей.

  1. многое зависит от тренера, важна его методика обучения детей плаванию, опыт, звания, личностные качества, подход;
  2. учитывать репутацию учреждения, его тренировочную базу, отзывы о сотрудниках;
  3. возраст и подготовка детей в группе по плаванию должны быть одинаковыми;
  4. выбирать секцию, где немного человек в группе.

Плавание для детей разного возраста

Возраст детей играет первостепенную роль в обучении плаванию . Для детей, начиная с рождения и до старшего дошкольного возраста, плавание больше ассоциируется с процессом купания и игр на воде. Дети с младшего школьного возраста и старше – более ответственны и готовы к настоящему обучению плавания.

На картинке показано как правильно держать грудничка при обучении плаванию

Первые 2 недели жизни обучать новорожденного плавать не стоит, достаточно дать ему возможность в воде шевелить конечностями, удерживая шею и голову. Так закрепляется плавательный рефлекс.

Чтобы развить рефлекс задержки дыхания, нужно приучить погружаться, услышав определенное слово (буль, бах), звук. Условным знаком послужит соприкосновение с водой перед нырком. После нескольких повторений младенец привыкнет к погружению, задержке дыхания по сигналу.

Плавательный и рефлекс задержки дыхания нужно развивать и в движении. Малыша перемещают в ванной, позволяя ему шевелить руками и ногами. После передвижений нырок по сигналу.

После нескольких недель упражнений, грудничок, совершив нырок, проплывет и вынырнет без поддержки. Но торопиться не стоит, если родители не уверены в своих действиях до конца. В этом случае на помощь придет инструктор.

Плавание дошколят

При обучении следует набраться терпения, не повышать на ребенка голос, требовать идеальных результатов с первого раза

До 3 лет процесс купания носит исключительно игровую форму с участием родителей, используются игрушки.

Плавание для детей от 3 лет и до 5 проводится в виде занятий, где их знакомят с основными качествами воды (сопротивляемость нашим движениям, способность тела держаться горизонтально и тонуть вертикально), учатся лежать на спине.

Обучить детей дошкольного возраста плаванию в этот период непросто. Если у малыша есть желание заниматься, все получится. Плавание детей дошкольного возраста особенно полезно, если . Так у него появится полезное занятие, в процессе которого он будет выплескивать лишнюю энергию.

Круги для плавания для детей не нужно использовать при обучении , так как будет сложно переучить его ложиться на воду. Надувные нарукавники, воротники, напротив, увеличат плавучесть без последствий.

Плавание школьников

Начинают обучение детей школьного возраста плаванию в 6-7 лет, когда они осознают, чего от них хотят, могут слушать около 15 минут и запоминать, улучшать свою плавучесть. Школа плавания для детей в этом возрасте практикует начальное обучение с надувными жилетами, наплечниками, воротниками, постепенно переходя на свободное плавание без подручных предметов.

Методика обучения плаванию

«Поплавок»

При вдохе погружение на дно, колени обхвачены руками. После погружения малыш окажется спиной наверху из-за воздуха в легких.

«Медуза»

Действия те же, но при всплытии руки отпускают колени, конечности некоторое время лежат на воде.

«Звезда»

Руки и ноги разведены, школьник с помощью поддержки или самостоятельно лежит на поверхности.

Учебное скольжение

Вода на уровне груди, руки подняты выше головы; затаив дыхание, с наклона малыш отталкивается от дна. Задержав дыхание нужно скользить дальше, руки неподвижны.

Развитие плавательных навыков

Положение на спине, поддержка за подмышки или шею, ноги прямые. Производятся движения вверх, вниз. Упражнение «лягушка» (согнутые ноги в стороны, резкий толчок прямыми ногами). На животе прорабатываются те же элементы.

Только после освоения подготовительных упражнений возможен переход непосредственно на уроки плавания для детей.

Как двигать руками и ногами взрослый показывает на берегу, потом техника пробуется в воде. Во время обучения взрослый находится рядом, поддерживает, обозначает недостатки, показывает, как делать правильно.

Безопасное плавание детей в бассейне

Перед посещением бассейна не забывайте повторять детям правила безопасного нахождения в воде

Основные правила безопасного плавания детей в бассейне :

  1. До посещения бассейна, самостоятельных домашних упражнений нужна консультация педиатра. Это поможет исключить противопоказания и определить возможную нагрузку. Педиатр допускает детей к занятиям с помощью медицинской справки.
  2. Стоит оценить, насколько скользкий пол и острая плитка в целях снижения травмоопасности, глубину бассейна.
  3. При посещении бассейна в холодное время года перед выходом на улицу лучше посещать сауну.
  4. В гигиенических целях посещают душ до купания и после него, а также пользуются личными тапочками и прочими принадлежностями.
  5. Необходимо контролировать температуру воды: для маленьких не ниже 32 ºС, для детей школьного возраста в среднем 27 ºС.
  6. Малышам нужно находиться с родителем под постоянным наблюдением. Дети 5-7 лет занимаются с тренером самостоятельно.
  7. За час до бассейна не стоит кушать, так у малыша будет достаточно энергии. При соблюдении основных правил безопасности, занятия будут доставлять радость детям, они будут ощущать себя комфортно, быстро научатся плавать.

Close