1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный , наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике ;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.

Ребенок в 10 месяцев

Рост и вес ребенка в 10 месяцев

За десятый месяц ребенок набирает в среднем 450 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 10-месячного ребенка около 9100 - 9500 г, а рост - 71-76 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее описаны в : , .

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку
  • ;
  • сидит, ползает, ходит у опоры;
  • спокойно расстается с грудью;
  • жует мелок порезанную пищу;
  • проявляет активный интерес к другим детям.
  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника.
  • Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе
  • это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

    В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

    Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

    Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?

    Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

    1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

    2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

    3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

    4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

    5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

    6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

    7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

    8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

    9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

    10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

    Сколько ест ребенок в 10 месяцев

    Питание 5-разовое. Мясное пюре постепенно можно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

    Сколько спит ребенок в 10 месяцев

    Режим и распорядок дня ребенка в 10 месяцев

    Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. .

    Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

    Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

    Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

    «Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

    В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

    Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

    Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

    Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

    Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю… В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

    До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть… Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и, он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

    Едим котлету!

    Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

    Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

    Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

    К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

    Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

    К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

    Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами

    Тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

    Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане

    30-40 минут.

    Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

    7-8 часов.

    Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

    12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

    Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

    Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

    16 часов.

    Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

    19-20 часов.

    Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

    Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

    И болеть - умеючи

    Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

    Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра… Что делать сейчас?

    Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

    чего не делать:

      Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

      Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

      Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

      Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

    А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

    Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

    А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

    Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

    Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

    Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

    Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

    ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

    К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

    Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

    Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

    Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

    Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

    Что умеет ребенок в 10 месяцев

    В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

    Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

    Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

    Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

    Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

    Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

    Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
    ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

    Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

    Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

    На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

    С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
    Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

    И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава

    Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите… Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

    Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
    Учитывайте это.

    Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
    Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

    К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

    Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику… Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

    Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

    Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

    Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

    Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта… Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

    Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

    • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
    • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
    • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
    • ждет похвалы и одобрения своих действий;
    • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
    • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
    • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
    • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
    • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
    • пытается самостоятельно ходить;
    • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
    • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

    Чем ближе ребенок к своей первой годовщине, тем больше удивляет своих родителей новыми достижениями – и тем актуальнее становится овладение навыками говорения и ходьбы. Как развивать ребенка в 10 месяцев, чтобы этому способствовать?

    Что малыш уже умеет?

    К 10 месяцам детки становятся очень активными, подвижными, эмоциональными. Они беспрестанно изучают мир вокруг себя, способы общения с окружающими, свойства предметов, возможности действий с ними и их последствия. К этому моменту физические и интеллектуальные навыки ребенка достаточно внушительны.

    • Малыш умеет уверенно и подолгу ползать в разных направлениях по всему свободному пространству.
    • Уверенно сидит с ровной спиной, при этом управляясь с игрушками.
    • Сам встает, когда к нему протягивают руки.
    • Может ходить, держась за опору, руку взрослого или толкая перед собой коляску.
    • Откусывает и пережевывает небольшие кусочки пищи.
    • Выполняет простые сюжетные действия (укачивает или кормит куклу, катает машинку, строит башню из кубиков или собирает пирамидку).
    • Может манипулировать одним предметом с помощью другого (например, рушит башню из кубиков мячиком, катает мишку в машинке, толкает мячик стержнем от пирамидки.
    • Кроме разрушающих действий (сломать, разбросать) освоил созидательные – может собирать, строить, складывать.
    • Умеет забираться на диван, кровать, кресло, а также слезать с них.
    • Может немного постоять без опоры.
    • Сам садится из положения стоя.
    • Может открывать и закрывать дверцы, ящики, емкости.
    • Понимает практически все, что ему говорят.
    • По просьбе взрослых выполняет простые действия, находит нужные предметы.

    Некоторые детки уже умеют сами пользоваться ложкой или кружкой. Особо «говорливые» малыши произносят первые простые слова (дай, мама, ляля).

    Сейчас уже можно определить, какая рука у крохи ведущая (если это левая – его ни в коем случае не нужно переучивать!).

    Чему важно научить ребенка?

    Как и раньше, обращаем внимание на то, какие навыки кроха еще не освоил (вставание, умение садиться, переступать, стоять без опоры). Кроме того, сейчас важно разнообразить впечатления ребенка, расширяя кругозор: бывать в новых местах, общаться с разными людьми, в том числе обязательно – с ровесниками, тем более что сейчас ребенок проявляет к ним интерес и готов к контакту; изучать новые предметы, их свойства, осваивать новые занятия.

    Как и в предыдущем месяце, важно продолжать обучать малыша навыкам самообслуживания: пользования салфеткой, расческой, кружкой, ложкой, зубной щеткой, учить его снимать и надевать одежду, обувь. Это поможет крохе подойти к кризису первого года более подготовленным.

    Занятия с ребенком в 10 месяцев должны преследовать определенные цели:

    • развитие двигательных навыков, направленных на освоение ходьбы;
    • изучение окружающего мира;
    • развитие логического мышления, внимания, памяти;
    • развитие мелкой моторики, речевых навыков.

    Не пытайтесь в этом возрасте приучать своего ребенка к горшку. Научно доказано, что это совершенно нецелесообразно как минимум до полутора лет, ведь малыш еще не умеет контролировать свои физиологические процессы. Поэтому толку от такого «приучения» будет немного.

    Полезные занятия

    В этом возрасте малыши активно интересуются бытовыми предметами. Занимательными игрушками для детей сейчас могут стать кастрюли, банки, пластиковые бутылки, поварешки, мамины бигуди или папины пассатижи. Важно следить, чтобы манипуляции с ними не закончились неприятностями.

    В любой обстановке можно придумать занятие, которое не только увлечет малыша, но и будет развивать какой-либо полезный навык.

    • Можно рассыпать перед ребенком ворох разных предметов, а затем показать, как их собирают в таз или большую коробку. Привыкнув к таким занятиям, ребенок в будущем легче освоится с уборкой.
    • Находясь на прогулке, важно не препятствовать крохе в изучении мира. Пусть собирает понравившиеся ему камешки, ракушки, веточки, шишки. Придя домой, мама расскажет ему, что это, какого цвета, размера, для чего нужно. Так развивается и кругозор, и речь.
    • Пусть малыш повторяет за родителями бытовые действия: смешивает что-то в кастрюле, когда мама готовит, елозит тряпочкой, когда она протирает пыль. Это поможет освоить бытовые навыки, а также понять, что существует определенный перечень домашних дел, которые необходимо делать всегда.
    • Когда мама разбирает вещи после стирки, можно предложить крохе носочки, перчатки или другие парные предметы по одному. Пусть подбирает им пару из общей кучи вещей.
    • Во время готовки можно отстукивать ритм песенки, которую поет мама, ложкой по миске или сковородке. Пусть малыш пробует повторить. Так он будет развивать чувство ритма, необходимое для формирования его речевых навыков.
    • Во время купания можно взять с собой куклу или резиновую игрушку. Пусть малыш помоет ей спинку, ручки, носик, животик. Кроме удовольствия такое занятие способствует развитию моторики и дает знания о частях тела.
    • Для того чтобы ребенок усваивал сюжетно-ролевое взаимодействие, необходимое для дальнейшей социализации, полезно показывать ему простые ролевые игры. Например, научить его кормить зайку, переодевать куклу, укладывать их спать, катать на машинке, лечить, когда они «заболели». Пусть куколка поет, плачет, танцует, падает…

    После таких занятий малыш с удовольствием воспримет небольшие представления, показанные мамой с помощью пальчиковых игрушек или самодельного кукольного театра. Проигрывать можно простые бытовые сценки или сюжеты знакомых крохе сказок.

    Нужные игрушки и принадлежности

    Игрушки должны быть, прежде всего, полезными. Например, те, которые можно катить или толкать перед собой, помогают малышу развивать равновесие и учиться ходить.

    Вот еще несколько примеров полезных игрушек и материалов.

    • Кубики, пирамидки, сортеры, матрешки, конструкторы. Они помогают крохе развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.
    • Мячики. Их можно бросать, толкать ловить, пинать – все это стимулирует развитие равновесия и координации, способствует укреплению мышц, что понадобится для обучения ходьбе.
    • Яркие развивающие карточки с изображением животных и птиц, овощей и фруктов. С их помощью можно расширять кругозор, наращивать пассивный словарь крохи, стимулировать развитие речи.
    • Картонные книжки с красочными крупными иллюстрациями. Чтение также помогает развитию речи, памяти, кругозора. Читать нужно много. И лучше те книжки, которые карапуз выберет сам.
    • Пластилин или тесто для лепки, пальчиковые краски или мелки для рисования, крупные бусины для нанизывания – все это прекрасно стимулирует мелкую моторику, а значит, и речь.

    Кстати, весьма полезно знакомить ребенка с альтернативными видами творчества. Например, можно рисовать пальчиками по столу, на котором рассыпана манная крупа, гречка или мука. А картофельное пюре может стать прекрасной палитрой для выкладывания съедобного натюрморта из овощей.

    Полезные развивашки можно сделать самостоятельно. Например, оклеить картонные кубики бумагой разных цветов, чтобы затем просить кроху показать нужный цвет. Если внутрь одного из таких кубиков поместить колокольчик, то весьма скоро ребенок запомнит, кубик какого цвета умеет звенеть.

    А купив крохе новую игрушку, можно запаковать ее последовательно в несколько коробок, а затем – в подарочную бумагу с ярким бантом, чтобы процесс распаковывания занял у малыша какое-то время и разогрел интерес к тому, что внутри. Это и положительные эмоции, и развитие моторики.

    Поиграйте с ребенком в телефон. Когда вам позвонит кто-то из родственников, дайте крохе трубку и позвольте пообщаться с абонентом. Это прекрасно стимулирует развитие речи.

    На пути к ходьбе

    А теперь — подробнее о том, как развивать ребенка в 10 месяцев физически — какие упражнения помогут малышу укрепить нужные мышцы и развить навыки, необходимые для самостоятельной ходьбы (координацию, умение держать равновесие, стоять без опоры).

    Для этого полезны, например, такие упражнения и занятия:

    • плавание в бассейне;
    • качание на фитболе;
    • приседание и вставание ребенка при поддержке взрослых;
    • активное ползание;
    • ходьба с поддержкой малыша за ручку;
    • сгибающие и разгибающие движения рук и ног ребенка.

    Чтобы занятия сделать более веселыми, из них нужно сделать полезные игры. К примеру, разложить по полу небольшие кубики или игрушки и водить малыша так, чтобы он переступал через них, поднимая ножки (скажем, как ходит цапля). Или погулять с ним по «книжной дорожке», выложенной в коридоре.

    Очень весело бывает проводить «танцевальную гимнастику». Под ритмичную музыку кроха может повторить за мамой (и при ее поддержке) множество полезных движений:

    • поворачивать кисти рук;
    • раскачивать ручками, подняв их над головкой;
    • поворачивать или наклонять в стороны головку;
    • наклоняться в стороны;
    • притопывать ножками;
    • хлопать ручками по коленкам или животику;
    • раскачиваться в стороны.

    Полезно научить малыша ползать по наклонной поверхности вверх и вниз. Это может быть, к примеру, гладильная доска, приподнятая под углом примерно 45 градусов. На прогулке пусть взбирается на небольшую детскую горку и скатывается с нее, катается с помощью взрослых на качелях. Все это отлично тренирует вестибулярный аппарат.

    Итак, основное внимание в развитии ребенка в возрасте 10 месяцев уделяют освоению навыков говорения и ходьбы. При этом обязательно включают и занятия на развитие логики, внимания, памяти, бытовых умений. В этот комплекс непременно должна входить эмоциональная составляющая — больше позитива: улыбок, радости, похвал. Пожалуй, это ключевой компонент в развитии малышей.


    У маленького человека маленький праздник – 10 месяцев со дня рождения. Из инопланетянина кроха превратился в пухлого карапуза.

    За небольшой период времени новорождённый претерпел множество изменений. Читайте, как проходит развитие ребенка в 10 месяцев.

    Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

    К десяти месяцам каждый кроха развивается индивидуально. Кто-то уже делает свои первые шаги, а кто-то только недавно освоил сидячую позу. Физически малыш очень быстро развился за последний месяц.

    Теперь ребёнок может:

    • Малыш пытается стоять у опоры. Проявляет желание ходить самостоятельно.
    • Из положения «лёжа» и «стоя» садится без посторонней помощи.
    • Может ладошкой обхватить любой предмет, отдаёт предпочтение правой или левой руке.
    • Карапуз передвигается, ползая на животе или на четвереньках.
    • Кроха имитирует движения взрослых людей.
    • Интересуется новыми игрушками.
    • Учится осваивать сложные развивающие игрушки.
    • Изучает способности своего тела, ходит, приседает и экспериментирует у опоры.
    • Во рту появляются первые зубные жители.

    Важно! Прорезывание зубов – индивидуальный процесс. У некоторых малышей первые резцы показываются к году.

    Вес может стоять на месте или увеличиваться незначительно. Из-за повышенной активности ребёнок тратит больше калорий и, несмотря на аппетит, набирает всего около 300 г в месяц. Рост крохи тоже замедляется.

    Умственное развитие и способности

    С десятимесячным карапузом можно пообщаться и поговорить. Кроха дружелюбно улыбается и понимает некоторые фразы. Многие дети уже произносят свои первые фразы и предложения.

    Проявляются первые умственные способности:

    • Ребёнок повторяет действия родителей, имитирует звуки, которые слышит от взрослых членов семьи.
    • Кроха знает названия многих предметов, может указать на взрослого, чьё имя услышит.
    • У карапуза просыпается чувство юмора. Услышав смешную шутку, ребёнок заливисто смеётся.
    • Кроха рукой может показать «привет» и «пока», играет в ладушки.
    • Малыш понимает слова «нет» и «да».
    • Любит заниматься крушением и разрушением, наводит беспорядок.
    • Жаждет общения с другими малышами.
    • Помнит расположение предметов в комнате.
    • Пальцы малыша лучше развиты.

    Мальчики в таком возрасте больше развиты физически, а девочки могут произносить свои первые осознанные слова, даже конструировать мысли в предложения.

    В десятимесячный период мелкая моторика ребёнка быстрее развивается.

    Правила полезного питания

    В рационе малыша, несмотря на грудное или искусственное вскармливание, уже присутствуют продукты прикорма.

    За один приём пищи кроха употребляет от 200 до 300 г еды. Молочные продукты всё равно остаются основной частью детского рациона.

    С нормами питания ознакомьтесь в таблице:

    Важно! В этом возрасте можно переводить малыша на общий стол и заменить баночные консервы блюдами домашнего приготовления.

    Если у малыша появились зубы, можно попробовать еду с маленькими кусочками. Следите, чтобы кроха не подавился. Пробуйте новые овощи и фрукты.

    Готовьте блюда для ребёнка на пару, варите или тушите. Нельзя давать неокрепшему организму жареные продукты.

    Игры и занятия с малышом

    Мама в декрете с удовольствием занимается малышом. Не утруждайте себя домашними делами, оставьте бытовые хлопоты мужу.

    Занимайтесь развитием малыша. Маленький человек всё ещё нуждается в материнской заботе и повышенном внимании.

    Развивайте крепыша:

    1. Пойте. Пение способствуют укреплению нервной системы ребёнка. Колыбельные песни в мамином исполнении помогут заснуть активному непоседе.
    2. Признавайтесь в любви. Говорите о своих чувствах ребёнку, рассказывайте, как сильно любовь охватила ваше сердце.
    3. Носите на руках. Не стоит это делать постоянно, но иногда берите кроху на руки, чтобы успокоить или дать дотянуться до заинтересовавшего предмета.
    4. Общайтесь. Теперь карапуз – ваш самый верный собеседник.
    5. Расширьте территорию игры. Отправьте ребёнка ползать на ковёр и изучать новые закоулки квартиры.
    6. Устраивайте хаос. Бардак – обыденное состояние дома, где живут дети.

    Кроме ежедневного общения можно начинать заниматься с малышом творчеством. Покажите крохе карандаши, краски и пластилин. Займитесь лепкой и рисованием.

    Первые художественные картины вызывают умиление у родителей. Не забывайте уделять время для книг и сказок, развивайте детскую фантазию.

    Развивайте мелкую моторику:

    1. Под присмотром разрешите малышу поиграть с макаронными изделиями или другими мелкими предметами. Не давайте ребёнку тянуть в рот их.
    2. Покажите магию прищепок, нацепите на одежду несколько штук. Малыш будет радоваться, если у него начнёт получаться.
    3. Разрешите карапузу растерзать лист бумаги, пусть крушитель оторвётся на славу.

    Гимнастикой малыш будет заниматься сам, постоянно приседая и пытаясь встать.

    Можете помочь малышу, включить музыку и развивать чувство ритма, взращивая гениального музыканта. Помогайте крохе ходить, держа его за руки.

    Важно! Посещайте по возможности детские развивающие кружки для самых маленьких, чтобы ребёнок учился социализироваться.

    Не перегружайте малыша своими занятиями. Чтобы кроха не перевозбудился, продолжительность первых уроков должна быть не более 20 минут. Чаще бывайте на улице, придумывайте игры с песком.

    Не оставляйте малыша без присмотра взрослого, чтобы избежать травмирования. Окружайте маленького человека любовью и теплом.

    Полезное видео

      Похожие записи

    Десять месяцев – одна из круглых дат на первом году жизни вашего малыша. Ребенок с каждым днем все больше осознает мир и осваивает навыки. Он уже может управлять мышцами ног и ступней, способен выдерживать свой вес, стоя на полу и учится вставать, придерживаясь за что-либо руками. В 10 месяцев кроха стремится быть самостоятельным и проявляет характер: он настойчив в достижении своих целей и громко возмущается, если взрослый препятствует его маленьким планам.

    Рост и развитие ребенка в 10 месяцев

    В этом возрасте есть заметные изменения, по сравнению с . Десятимесячный малыш очень подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жизни начинает уменьшаться. Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются около 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к данному возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).

    Таблица основных параметров физического развития детей в 10 месяцев

    Основные навыки 10-месячного малыша

    Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:

    • услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
    • с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
    • огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
    • пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.

    Различия в развитии мальчиков и девочек

    Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, – то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.

    Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.

    Развитие мальчиков проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.

    10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы):

    Основные навыки десятимесячных малышей:

    • подниматься на ножки и стоять без опоры;
    • садиться без поддержки из положения стоя;
    • брать и держать любые предметы, используя обе руки;
    • освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
    • ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
    • переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
    • слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
    • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
    • по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
    • совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
    • пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
    • ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.

    Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце жизни

    Кроха в 10 месяцев стремится не только подражать действиям взрослых, но и повторять услышанные им новые сочетания звуков. Большинство малышей уже порадовали мам и пап первыми осознанными лепетными словами, обычно это «ма-ма», «ба-ба» и «па-па». Грудничок, тренируясь, комбинирует между собой разные слоги и иногда из его уст можно услышать целые фразы, но пока еще не несущие смысла для окружающих.

    Речь У малыша появляются отдельные осмысленные слова-слоги. Часто можно услышать от ребенка знакомые ему звукоподражательные цепочки слов: «би-би», «ма-ма», «дада».
    Слух Узнает и радостно реагирует на знакомые звуковые мелодии. Различает звуки, издаваемые разными предметами (звонок телефона, трель будильника и т.д.)
    Зрение Наблюдает за действиями взрослых, реагирует улыбкой на улыбку. Ищет и показывает на предметы, названные мамой.
    Эмоции Реагирует на запрет («нельзя!»), общается при помощи жестов. Проявляет недовольство.
    Моторика Вкладывает пальчики в отверстия, мелкие предметы хватает двумя-тремя пальчиками (пинцетный захват). Может недолго стоять без опоры.
    Игра Играет в игрушки в соответствии с их прямым назначением – катает машинки, издавая при этом звуки; бросает мячик; качает куклу. Может занять сам себя игрой на 20-30 минут.

    Режим дня десятимесячного ребенка

    В десять месяцев малыши спят ночью до 10 часов, а днем у детей сохраняются как минимум два сна длительностью по 1,5 – 2 часа. Все зависит от биоритмов конкретного ребенка: кому-то комфортнее ложиться пораньше и рано вставать, а некоторые любят укладываться попозже и дольше спать по утрам. Дневной сон в этом случае, соответственно, будет в разное время у этих малышей.

    Обратите внимание! Очень важно, чтобы родители приучали свое чадо к поддерживанию режима питания и сна, тогда их младенец будет кушать с аппетитом и не столкнется с переутомлением и капризами.

    Время (в часах) Элемент режима
    6.00-10.00 Пробуждение, гигиенические процедуры, первый прием пищи, утренняя гимнастика
    10.00-10.30 Второй прием пищи
    10.30-12.00 Сон
    12.00-14.00 Прогулка на свежем воздухе
    14.00-14.30 Третий прием пищи
    14.30-15.30 Период бодрствования, игр и чтения с мамой
    15.30-17.00 Сон
    17.00-18.00 Бодрствование, развивающие игры, активный досуг
    18.00-18.30 Четвертый прием пищи
    18.30-20.30 Прогулка на свежем воздухе
    20.30-22.00 Спокойные игры, расслабляющий массаж, вечернее купание
    22.00-22.30 Пятый прием пищи
    22.30-6.00 Ночной сон

    Купание и гигиена малыша

    Купание ребенка в 10 месяцев по-прежнему должно быть ежедневным. Малыш с удовольствием проводит время в воде, поэтому время купания можно смело увеличивать до получаса. Многие младенцы настолько активны, что отказываются купать сидя в стульчике – они поднимаются и ходят по ванной, придерживаясь за бортики. Родителям стоит следить за температурой воздуха в помещении, особенно в холодное время года. Если в ванной не жарко, то нужно предлагать ребенку периодически садиться в воду и играть, чтобы не замерзнуть.

    Гимнастика с ребенком

    Физические упражнения необходимы для укрепления мышечного аппарата крохи. Ежедневно занимайтесь гимнастикой с малышом. Уделяйте больше времени упражнениям для развития ползания и предстоящего умения ходить:

    • тренируйте приседания и вставания (с поддержкой);
    • помогайте крохе освоить ходьбу на четвереньках;
    • стимулируйте ходьбу с поддержкой за ручку;
    • продолжайте выполнять сгибания и разгибания ручек и ножек ребенка после пробуждения, как и в предыдущие месяцы.

    На заметку! Каждому занятию отводится не более 15 минут, чтобы не утратить интерес ребенка к гимнастике. Обязательно дайте малышу отдохнуть после них, самостоятельно поиграть.

    Питание младенца в 10 месяцев

    Время первого прикорма уже постепенно завершается. Малыш с каждым днем все больше переходит на питание с «общего стола». За 1 кормление ребенок съедает в среднем 250 мл. Грудное молоко и адаптированную смесь кроха продолжает получать перед сном и после него, а также после некоторых кормлений (вместо воды или сока). В рационе грудного ребенка сохраняется около 600 мл молочных продуктов в сутки. Продолжается введение новых продуктов питания в меню.

    Примерная схема введения продуктов для прикорма детям 10 месяцев
    Фруктовое пюре, мл 80-90
    Овощное пюре, г 60-70
    Каша, г 150-180
    Творог, г 40-50
    Желток, шт 0,5
    Мясное пюре, г 50
    Кисломолочные продукты, мл 100
    Цельное молоко, мл
    Фруктовые соки, мл 60-70
    Рыбное пюре, г 5-25
    Пшеничный хлеб, г 5
    Печенье детское, сухари, г 5
    Растительное масло, г 5
    Сливочное масло, г 4

    Питание 10-месячного младенца должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Пища готовится преимущественно отварная, желательно на пару, жареное исключается вовсе. Помните, что развитие и питание ребенка взаимосвязаны. Если у ребенка уже есть зубки, то важно стимулировать у него жевательный процесс. Для этого нужно предлагать крохе небольшие кусочки мягких отварных овощей или свежих фруктов с нежной мякотью (банан, персик). Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера.

    Вот так выглядит меню одного дня для ребенка на десятом месяце жизни:

    Важно! При формировании детского меню старайтесь избегать продуктов, вызывающих аллергические реакции: цельного молока, рыбы, морепродуктов, пшеницы, цитрусовых, киви, ананасов, гранатов, манго, клубники, малины, дыни, хурмы, помидоров, орехов и меда.

    Развивающие игры с ребенком в 10 месяцев

    Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция приятного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого возраста осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий воздух или здоровое питание.

    Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео):

    Особое внимание уделяйте двигательному опыту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги.

    На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

    Двигательные игры «Мячик» . Дети в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом очень полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или неуверенно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.

    «Марафон» . Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое развлечение – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Например, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть через обруч и догнать катящуюся по полу машинку.

    Игры для сенсорного развития «Распаковка» . На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу раскрыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, поэтому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и добиваемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.

    «Сортировка» . Подготовьте перед игрой два ведерка и предметы, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте маленькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое.

    Игры на взаимодействие «Лица» . Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, улыбкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лица вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем примере.

    «Пальчиковый театр» . Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как приобрести, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пусть ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и объясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь.

    Речевые игры «Соотношение» . Покажите малышу какую-нибудь игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед ребенком рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.

    «Прищепки» . Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей одежде и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок учится стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и частями тела.


    Close