от /нем./ Neue Sachlichkeit и Magischer Realismus

В Германии, времен Веймарской республики, возврат к фигуративности происходил в исторических условиях разгромленной страны, потрясенной тяжелым экономическим и социальным кризисом. Возвращение к порядку, как возвращение к классике, здесь, скорее, имело отношение к живописной поверхности и проблеме мастерства, но не к содержанию живописи. "Возвращение к натуре", как понимал это Густав Хартлауб (Gustav Friedrich Hartlaub) (автор термина "Новая вещественность", директор художественной галереи в Мангейме) - возвращение к "предметности". Для создателей "Новой вещественности" есть две группы: одна - "квазиклассическая", ее представители смотрят на Руссо и итальянскую живопись, вторая - "веристы", рожденные , связанные с , Де Кирико и Карра.

Участники движения "Новая вещественность", стремясь противопоставить тревожной экстатичности экспрессионизма, провозгласили "возврат к позитивной и конкретной реальности". Эстетическая концепция направления строилась на утверждении ложности реального мира, поэтому главной целью становится адекватное выражение неадекватности мира, реалистически зафиксированное отсутствие реальности, а смыслом художественного творчества – практически фотографическая точность изображения, не ставящая своей целью скрыть за художественной декоративностью неприглядность реальности. Если Хартлауб отрицает оппозицию между экспрессионистами и постэкспрессионистами, для Франса Ро (Franz Roh) (автор термина "магический реализм"), этот разрыв неодолим. Отличия, в виде схемы, опубликованные в "Магическом реализме", очевидны в оппозициях некоторых категорий постэкспрессионизма: экстаз экспрессионистов сменяется разочарованием, "ритм" - "изображением", "избыточности" противопоставлена "ясность и чистота", "динамизму" - "статика", "фактурной живописи" - "гладкая", вместо "деформации" - "точность" а вместо "диагоналей" - "прямые углы".

Художники: Макс Бекманн (Max Beckmann) , Отто Дикс (Wilhelm Heinrich Otto Dix) , Георг Гросс (George Grosz) , Кристиан Шад (Christian Schad) , Рудольф Шлихтер (Rudolf Schlichter) , Георг Шольц (Georg Scholz) , Георг Шримпф (Georg Schrimpf) .

Выставки: 1925, Мангейм, Кунстхалле "Новая вещественность"; 1929, Амстердам, Стеделийк Музеум "Новая вещественность".

Тексты: Ф.Ро "От экспрессионизма к магическому реализму", Лейпциг, 1925; М.Бонтемпелли "Аналогии", 1927. (Franz Roh "Nach-Expressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei". Klinkhardt & Biermann, Leipzig 1925.)

Описание некоторых произведений:

Кристиан Шад "Операция", 1929. Холст, масло. Мюнхен, Ленбах-хаус. Шад хорошо знал искусство фотографии. Он экспериментировал с техникой "шадографии" (она предвосхищала лучеграммы - rayogrammes Ман Рея, отпечатки, делавшиеся без фотоаппаратов). С 1920 года,художник жил в Италии и изучал старую живопись. Операция заставляет вспомнить традиционные в итальянской живописи композиции "Оплакивний". Точностью трактовки, картина напоминает фотографию. Выбранная точка зрения - сверху вниз - создает ту дистанцию, которая позволяет художнику с ледяной педантичностью, показать сцену хирургической операции.

Кристиан Шад "Операция", 1929. Холст, масло.

Август Зандер "Кондитер. Кельн", 1928. Фотография. Нью-Йорк, Галерея Зандер. В конце 20-х годов, Зандер начал работать над проектом " Лица нашего времени". Он пытался каталогизировать многообразие типов немецкого общества времен Веймарской республики. Множество фотографий женщин и мужчин в продуманных позах в окружении предметов, утверждающих их социальный статус или профессию. Художник реформировал жанр портрета и перенес акценты с индивидуализма бюргера, на коллективную репрезентацию всего общества. Работа была прервана нацистами. Они увидели в разнообразии "Лиц нашего времени" угрозу классовым и расовым принципам.

  • правое (Мюнхен , Карлсруэ), неоклассическое или магический реализм , избравший в качестве образцов творчество Кирико и Валлотона , и
  • левое (Берлин , Дрезден); его представители прибегали к социальной критике и карикатуре (к этому крылу обычно относят Георга Гросса , Отто Дикса , Макса Бекмана); в 1930-х годах это направление было заклеймено нацистской пропагандой как дегенеративное искусство , подлежало символическому поруганию и уничтожению.

Участники

В живописи и графике к новой вещественности принадлежали, кроме уже перечисленных, Жанна Маммен , Кристиан Шад , Даврингхаузен , Рудольф Дешингер , Карл Барт , в архитектуре Эрих Мендельзон и Бруно Таут , в литературе - Ханс Фаллада , Макс Геррманн-Найссе и Альфред Дёблин , в музыке - Пауль Хиндемит , Курт Вайль , в фотографии - Август Зандер , Карл Блосфельдт , Альберт Ренгер-Патч . Последний, альбом которого носил характерное название Жизнь прекрасна (1926), в обоснование своего подхода писал:

«Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения, которые могли бы защитить своё достоинство чисто фотографическими качествами, не одолжаясь у искусства».

С течением новая вещественность сближают творчество российского художника Николая Загрекова , работавшего за рубежом и несколько раз выставленного в России .

Напишите отзыв о статье "Новая вещественность"

Литература

  • Schmied W. Neue Sachlichkeit and German Realism of the Twenties. London: Arts Council of Great Britain, 1978.
  • Michalski S. New Objectivity. Cologne: Benedikt Taschen, 1994
  • Becker S. Neue Sachlichkeit. Köln: Böhlau, 2000
  • McCormick R.W. Gender and sexuality in Weimar modernity: film, literature, and «new objectivity». New York: Palgrave, 2001
  • Plumb S. Neue Sachlichkeit 1918-33: unity and diversity of an art movement. Amsterdam: Rodopi, 2006

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Новая вещественность

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.

Неореализм — направление в итальянском искусстве в 1940—50г. Основным посылом к созданию неореализма было возрождение традиций итальянского искусства, которое еще называлось веризмом. К художникам неореалистам относятся такие , как Р.Гуттузо, Г. Мукки, А.Пиццинато, К.Леви, О.Веспиньяни, Дж.Дзигайн и другие известные художники. В новом искусстве они пытались выразилась правду и противоречивость жизни, новые духовные ценности и новых героев - людей труда, а также борьбу против фашизма и социальной неравноправности.

Новая вещественность

«Новая вещественность» (нем. «Neue Sachlichkeit») или магический реализм - течение в немецком искусстве. Возникло в 1920 годах как реакция на крайности дадаизма и . Она явилась следующей волной неоклассицизма. Художники этого жанра воссоздавали искусственный мир в преувеличенных, даже гротескные формах, тем самым выражая отчужденность человека от бездушных, механических вещей. Новая вещественность подразумевает новое отношение к искусственным вещам. Художники этого стиля А.Канольдт, К.Мензе, О.Шримпф и др.

Любите танцевальную музыку? Клубняк 2011 2012 слушать онлайн или скачать можно на zone-music.

Новая фигурация

Новая фигурация — это термин в искусстве, который обозначает мастеров середины двадцатого века, что в разгар абстрактного, беспредметного искусства, обратились к реальным предметам - к образу человека, однако, не прибегая при этом к традиционным и классическим течениям живописи.

«Новая вещественность»

В 1920-1930-е гг. в Германии, на фоне охватившей общество депрессии появилось направление, получившее название «Новая вещественность». Термин был введен Густавом Фридрихом Хартлаубом (1884-1963 гг.), директором художественной галереи в Мангейме. Мастера этого направления отошли от экспрессионизма и взяли курс на подробное «объективное» изображение реальности. Однако восприятие этой реальности было мрачным, в работах мастеров «Новой вещественности» не ощущается ни наслаждения настоящим моментом, ни надежд на будущее. Сам Хартлауб писал, что для «Новой вещественности» характерны два качества: цинизм и покорность судьбе. Первое из названных качеств заставляет мастеров всячески выискивать и подчеркивать то уродливое и гротескное, что есть в окружающей их действительности. Второе качество обусловило ощущение безнадежности и беспросветности, которое возникает при взгляде на очень многие полотна, относящиеся к данному направлению. Любопытно отметить, что мастера, примкнувшие к «Новой вещественности» уверенно подразделяются на две группы. Первые заняты почти документальной фиксацией реальности, кроме того, им близки традиции примитивизма. Подобно Анри Руссо, эти художники чрезвычайно внимательны к деталям, тщательно выписывают каждую подробность. Вторые черпали вдохновение в творчестве мастеров «метафизической живописи». Их «реальность» гораздо фантасмагоричнее, образы ближе к гротескным фигурам дадаистов и сюрреалистов.

Среди мастеров неоакадемической группы следует назвать Кристиана Шада (1894-1982 гг.). Его работы характеризуются холодно-отстраненным взглядом на пугающие явления реального мира. Так, сверху, с позиции некоего витающего над комнатой духа Шад изображает врачей, производящих хирургическую операцию (1929 г., Городская галерея в Ленбахха- узе, Мюнхен) (илл. 212). Еще более неожиданное впечатление производит полотно «Агоста, человек с голубиной грудью, и Раша, черная голубка» (1929 г., Галерея Тейт, Лондой) (илл. 213), где изображение человеческого физического уродства подается совершенно холодно и беспристрастно. Мужчина, чьи кости измяты и исковерканы в результате болезни, позирует со спокойствием и достоинством, даже с какой-то надменностью.

Классиками направления «Новая вещественность» считаются Отто Дикс (1891-1969 гг.) и Георг Гросс (1893-1959 гг.).

Отто Дикс, не только живописец, но и прекрасный рисовальщик, создал немало портретов. Однако человек от рождения и до глубокой старости выглядит на его полотнах как существо, мучимое физической немощью и страстями, зачастую озлобленное и бездушное, представляющее собой в конечном счете жестокую карикатуру на самого себя. Полотно «Ребенок с пуповиной» (1927 г., Фонд Отто Дикса, Вадуц) изображает маленькое, красное и сморщенное создание, лежащее на белой простыне, оно корчится и заходится плачем, оторванное неожиданно от привычной среды. «Солдаты, играющие в карты» (1920 г., Картинная галерея старых мастеров, Берлин) (илл. 214) представляют собой сюрреалистически искалеченных людей с палками вместо ног, с пустыми глазницами и с лицами, пересеченными в разных направлениях самыми причудливыми шрамами. Один из них, за неимением рук, держит карты уцелевшей ногой, другой - зубами. Вышедшие из мясорубки войны, эти гротескные, монструозные существа не обращают ни малейшего внимания на свои уродства, ими владеет только одно чувство - страстное до безумия увлечение игрой.

На знаменитом «Портрете журналистки Сильвии фон Харден» (1926 г., Центр Помпиду) (илл. 215) сидящая за маленьким столиком героиня кажется не менее бездушным автоматом. Ее лицо с ярко накрашенными губами похоже на застывшую маску, а монокль в правом глазу делает облик еще более роботообразным. Огромные руки, одна из которых, украшенная перстнем, держит сигарету, непропорционально велики и мощны, а скрещенные ноги, с одной из которых приспустился чулок, отталкивают, несмотря на соблазнительную позу.

Георг Гросс, учившийся в Дрезденской академии художеств, начинавший иллюстратором в респектабельных берлинских периодических изданиях, в 20 лет оказался призван в армию. Шла Первая мировая война. Гросс, пробывший на фронте не более полугола, успел увидеть очень многое, что перевернуло его представления о мире. Когда он смог вернуться к живописи, это был уже совсем другой художник. Сам он писал: «Мою философию этого периода можно подытожить словами: человек - свинья.

Все разговоры о морали - вранье, предназначенное для дураков. Жизнь не имеет никакого смысла, кроме удовлетворения потребностей в нище и женщине. Такой вещи, как душа, не существует. Я рисовал тогда людей пьяных, блюющих, сексуальных маньяков, играющих в карты на ящике, в котором лежит убитая ими женщина. Я изобразил испуганного человечка, моющего под краном липкие от крови руки [...J» . Гросс, занимавший активную политическую позицию, вступил в коммунистическую партию. Он снова начинает работать иллюстратором, теперь в политических изданиях. На мастера неоднократно подавали в суд за язвительные, беспощадные карикатуры на нуворишей, представителей светской и церковной власти. Однако в компартии мастер пробыл недолго. Он быстро понял, что это только еще одна тоталитарная идеология, следование которой отнюдь не послужит спасению человечества. В 1933 г. Гросс с семьей уезжает в Америку, откуда он вернется лишь спустя 16 лет, в 1959 г. Умер мастер через месяц после возвращения на родину.

Среди политических рисунков, вызвавших общественный диссонанс и послуживших причиной суда над художником, особенно известен тот, где Гросс изобразил солдата в кирзовых сапогах и противогазе распятым на кресте. Внизу была надпись: «Держите свой рот закрытым и выполняйте свой долг». Таким образом, мастер выказывал свое отношение к правительству, рассматривающему народ и армию как слепое, бездушное средство для достижения собственных целей.

Гросс создавал и станковые произведения, всегда наполненные социальным и политическим смыслом. На полотне иод названием «Солнечное затмение» (1926 г., частное собрание) (илл. 216) изображено заседание безголового, в прямом смысле слова, кабинета министров. За столом сидит несколько костюмов, у них нет голов, имеются только руки и ноги. Председателем этой компании выступает генерал в роскошном мундире. У него имеется голова с румяным, зубастым и усатым лицом, лысину украшает лавровый венок. На ухо генералу нашептывает советы человек в маленьких круглых очках с ощетинившимся оружием под мышкой. Аллегория прозрачна: солдафон управляет глупцами, составляющими правительство, а самим солдафоном управляют темные личности, преследующие собственные преступные интересы. На столе лежит окровавленная сабля и распятие, рядом стоит осел с шорами на глазах, он жует бумажки, сложенные перед ним в кормушке. Это символ народных масс, «проглатывающих» все, о чем сообщает им пресса. В самом низу виднеется тюремная решетка, за которую цепляется испуганный узник. Тут же рядом примостился скелет, символ смерти.

Картины Гросса, при всей их насыщенности политическим смыслом, всегда достаточно ясны. В период политической активности Гросс проповедовал искусство, понятное массам.

Мы поместили рассказ о «Новой вещественности» в главу, посвященную сюрреализму, не случайно. Направление возникло как реакция на политическую ситуацию в Европе и ставило перед собой вполне ясные социально обусловленные цели. Однако реальность осознавалась мастерами «Новой вещественности» как воплотившийся в жизнь сюрреальный кошмар, зловещие отблески которого ложатся на холсты, порождая череду пугающих и неправдоподобных видений.

  • URL: http://www.dw.de/%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3-%D0%B3%D1%80%D0%BE%Dl%81%Dl%81/a-1057155 (дата обращения: 17.06.2017).
Магический реализм , одно из направлений неоклассицизма , течение в немецкой и графике 1920-х г., охватившее живопись , литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку.

Течение возникло в ответ на чрезмерный формализм и индивидуалистический протест экспрессионизма и было связано с очередным всплеском развития неоклассицизма в искусстве Европы . По направленности было близко таким направлениям современного искусства , как французский неоэнгризм и итальянская «метафизическая живопись ».

Идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера , работавшие в данном направлении, пытались противопоставить своего рода прообраз мистифицированного, прозрачно кристального, будто бы реального мира.

Создавая этот искусственный мир в самых подробных, гиперболизировано-чётких деталях, такие художники , как, к примеру, Шримпф, Мензе, Канольдт, отображали в своём творчестве ощущение отторжения отдельной индивидуальности от механистической, бездушной реальности .

Другие мастера , утрируя её выразительные средства, придавая им характер гротеска , сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность, как это делали Дикс и Грос.

Название новая вещественность ввёл в обиход в 1923 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить новый реализм в живописи . Хартлауб характеризовал этот реализм так: «Он был связан с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (они-то и нашли себе отдушину в экспрессионизме).

Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону, "новой вещественности ". Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров».

Общим знаменателем нового пути фотографии в начале 20 века был уход от художественных принципов и приемов , заимствованных из живописи или графики , и предпочтение чисто фотографических средств выражения.

Творческие стремления с самого начала шли в двух главных направлениях, из которых первое (более сильное в США) ставило своей целью «фотографическое изображение мира», в то время как второе (более сильное в Европе) на первое место ставило «мир фотографического изображения ». Первое направление получило в США название в более широком смысле непосредственная, прямая фотография (Straight photography) , или в более узком значении - новая вещественность, объективность (New objectivity) .

Работы американца Пола Стрэнда 1910-х годов являются первыми примерами «новой вещественности » в фотографии . Он предвосхитил типичные сюжеты нового направления в светописи, тем, что наряду с репортажными снимками он фотографировал «абстрактные» формы предметов быта, а позднее детали машин, природные образования, корни деревьев, поверхность камней. Эти сюжеты резко отличались от тех, которые были раньше. Перемена сюжетов мотивировалась новым интересом к предмету, к наружному виду вещей окружающего мира.

В книге Ренгер-Патча «Мир прекрасен» было опубликовано около сотни фотографий растений, индустриальных объектов, предметов массового производства. Раскрытие красоты ничего не значащих предметов чисто фотографическими методами - программное положение Ренгер-Патча. В своей книге Ренгер-Патч писал «Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения , которые могли бы защитить свою честь фотографическими качествами, не прибегая к кредиту из области искусств ».

Европейская и американская ветви «новой вещественности » встретились на знаменитой штутгартской выставке «Фильм и фото» 1929 г.

Данное направление исчерпалось к 1933 году, с приходом нацизма к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства .


Close