Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку.

Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.

Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:

  • острые инфекционные заболевания;
  • различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность), вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.

Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.

Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.

Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка - это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

    Двойная ручная поддержка при плавании на спине : четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы - на груди.

    Двуручная поддержка при плавании на груди : указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.

    Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди : большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные - на груди.

    Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине : большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.

Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи.

В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут.

Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.

Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.

Массаж и гимнастика перед плаванием

Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук - это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.

Упражнения для ног

1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.

2. Исходное положение - то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом».

Упражнения для рук

  1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: «Ручки - кролем».
  2. Исходное положение - то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: «Ручки - брассом».
  3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.

Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.

Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.

По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния - 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине.

Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

Переходим ко второй половине цикла - плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд.

Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.

Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца - 5 и так далее.

Погружение и ныряние

Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица.

Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.

Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца.

В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами.

Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).

Первый месяц занятий:

  • отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.

Второй месяц занятий:

    отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;

    введение дополнительного элемента - комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие - ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг - скок!»;

    обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта

По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.

Главное правило - нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты - шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий:

  • освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году - одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается.

После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

    комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.

    «торпеда» с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания - дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.

С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше - в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.

Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.

Журнал "Мама и Малыш", 2/2006 г.

Начинать приучать ребенка к плаванию можно с самого раннего возраста, так как для грудничка вода является практически естественной средой, ведь все 9 месяцев он пребывал в околоплодных водах. Но родителям стоит быть предельно осторожными при обучении детей плаванию до 1 года, лучше всего проконсультироваться со специалистом, который подскажет, как лучше начать обучать ребенка, чтобы он не испугался и не растерял своих природных навыков.

ВАЖНО: Статистические данные и мнение специалистов сводятся к тому, что самым оптимальным возрастом для обучения плаванию является 4 года. Как научить ребенка плавать с нескольких месяцев до 12 лет самостоятельно или с тренером, узнаете из нашей статьи далее.

Как нельзя учить плавать

Если родители решили самостоятельно научить ребенка плавать, то необходимо исключить часто совершаемые ошибки, чтобы процесс имел успех.

ВАЖНО: самая распространенная ошибка при обучении детей заключается в том, что родители учат держать голову над водой, грести конечностями, при этом, поддерживают ребенка в воде таким образом, что его тело практически находится на поверхности воды.

Самый первый шаг при обучении – научить малыша уверенно чувствовать себя под водой. Конечно, малыш будет плакать, бояться глубины – такая психологическая реакция естественна, но если родители будут вместе с крошкой погружаться под воду и учиться плавать именно под водой, причем начинать занятия с малых лет, то боязнь воды и глубины у малыша быстро пройдет, и дальнейшее обучение плаванию будет проходить намного легче.

Нельзя заставлять ребенка плавать. Это еще одна распространенная ошибка, которая в будущем может стать причиной психологического ступора и отсутствия навыков плавания. Дети до 5 лет познают мир в игровой форме, поэтому весь процесс обучения должен проходить в легкой и задорной форме, чтобы ребенок смог получить удовольствие.

Когда и как учить ребенка плавать?

В зависимости от возраста детей, есть свои особенности, которые стоит учитывать в процессе обучения. Родители задумываются с какого возраста уже можно учить? И ответ на этот вопрос — можно сразу! Да-да как родился, уже можно погружать под воду без риска и опасности, читайте об этом далее…

Обучение детей до 1 года

В этот период важно научить малютку не бояться воды, плавать под водой и нырять. До года у малышей ярко выражен рефлекс, который препятствует попаданию воды в дыхательные пути. Если не развивать этот навык, то со временем он начинает угасать и обучить навыкам ныряния, а также плавания под водой намного сложнее. Обучение нырянию в целом простой процесс: вы опускаете грудного ребенка на поверхность воды, громко произносите: «Ныряй!», затем опускаете ляльку под воду, медленно проносите на руках несколько секунд и плавно вытаскиваете на поверхность. Повторить упражнение три раза за все купание, на протяжении 10 дней. Сначала время погружения не должно превышать 2-3 секунд, постепенно его можно увеличить до 6-7 секунд.

Начинать обучение лучше всего в привычной для малыша обстановке – в ванной. Ванна должна быть чистой, дважды в неделю ее следует тщательно мыть с содой, а перед купанием малыша с хозяйственным мылом. Начинать занятия в бассейне следует с 9 месяцев. Оптимальная температура воды от 35 до 37 градусов. Постепенно можно снижать температуру, приучая кроху плавать в прохладной воде, то до трех месяцев максимально низкая температура воды для ребенка составляет 32 градуса.

Данное упражнение тренирует легкие ребенка, он привыкает к воде, спокойно чувствует себя полностью погруженным под воду, отсутствует страх глубины и боязнь воды. Если ребенок спокойно ощущает себя в ванной (бассейне в более старшем возрасте), при погружении в воду не начинает паниковать, активно двигать руками и ногами, поднимать голову, а после процедуры плакать – значит, этот урок малыш усвоил хорошо, и водная стихия пришлась ему по душе.

Обучение детей от 1 года — 2 лет

В этот период важно проработать технику дыхания. Для этого возьмите емкость с водой, погрузите в нее легкий кораблик и скажите годовалому ребенку, что кораблик будет плыть только с его помощью, то есть ему необходимо сильно дуть, чтобы кораблик поплыл на парусах. Это упражнение отлично разрабатывает легкие.

Второе упражнение – задержка дыхания. Начинать стоит с ванной. Пупсик должен задержать дыхание, затем он погружается в воду и находится под водой столько времени, сколько это возможно. Температура воды, желательно, должна быть в районе 27-30 градусов.

Можете оставить малютку плавать самостоятельно с кругом на шее. Из круга он не выскользнет и будет приобретать навыки движения в воде. Особенно хорошо, если вы будете просить доплыть его до одной стороны ванной, взять предмет и положить его с другой стороны.

Обучение детей от 3 — 4 лет

Это наиболее подходящий возраст для обучения плаванию. Можно использовать игровые формы. Постепенно можно переходить к тренировкам движения конечностей, которые в будущем будут являться основой какой-либо техники плавания.

В три года можно научить ребенка делать «лягушку» ногами. Для этого лучше выбрать бассейн. Малыш держится руками за бортик бассейна, ноги находятся в вытянутом положении, горизонтально вместе с туловищем. Ноги прижимаются к телу, затем разводятся в стороны, и в вытянутом состоянии смыкаются вместе, приходя в исходное положение.

Второе упражнение «сердечки» руками. Выполнять стоя в бассейне (глубина по грудь пупсёнышу), либо сидя в ванной. Исходное положение – руки находятся в согнутом состоянии около груди. Затем одновременно вытягиваются вперед, разводятся в разные стороны, сгибаются в локтях и снова возвращаются в согнутое положение около груди. Происходит нечто похожее на «сердечки» на воде.

Как только эти два упражнения будут успешно усвоены, можно переходить к их объединению и постепенно учить ребенка плавать в бассейне на небольшие дистанции (до 10 метров).

ВАЖНО: всегда нужна мотивация. За небольшое достижение со стороны малыша, обязательно нужна похвала. Именно одобрение со стороны обучающего человека является для малявки сильной мотивацией развиваться дальше.

Обучение в возрасте от 5, 6 до7 лет

В этот период начинать обучение лучше всего с тренировки дыхания. Полезное упражнение, которое можно проводить в домашних условиях, в ванной. Положите на дно ванной какие-либо тяжелые предметы, которые не всплывут на поверхность. Вместе (именно вместе) с ребенком окуните головы под воду, откройте глаза и соберите все предметы со дна ванной. Это позволит научить задерживать дыхание и плавать с открытыми глазами.

ВАЖНО: следите, чтобы дошкольник случайно не хлебнул воду. Если такое произошло, нужно аккуратно достать малыша из ванной, укутать в полотенце, дать возможность хорошо покашлять, чтобы вся воды вышла из легких, успокоить. Повторить упражнение лучше на следующий день.

В этом возрасте можно научить плавать ребенка кролем. Для этого он должен лечь телом на воду, руки и ноги находятся в вытянутом состоянии. Голова в момент плавания погружена в воду. Для вдоха следует немного поднять голову на поверхность и повернуть в сторону. Ноги выполняют движения вверх-вниз, ноги вытянуты, на поверхности воды виднеются только пятки. Одна рука поднимается вверх, вторая в этот момент находится вдоль туловища, рука делает небольшой полукруг и опускается в воду, вторая в этот момент поднимается вверх. Первая рука в немного согнутом состоянии притягивается к туловищу, вторая делает полукруг и опускается в воду, затем движения рук повторяются. Дыхание в этот момент: голова поворачивается в сторону и отпрыск делает вдох в момент, когда одна из рук поднимается вверх, выдох, когда рука опускается вниз.

Обучение плаванию детей школьного возраста 8, 9, 10, 11, 12 лет

Обучение детей школьного возраста плаванию необходимо начинать с привыкания к воде.

Если у школьника присутствует боязнь воды, то выполняются упражнения, которые позволят преодолеть психологический барьер. Для этого лучше всего начать обучение с тренером, который подберет индивидуальную программу упражнений.

Тренировка дыхания. Начинать на суше — упражнения для разработки легких. Простые упражнения: ребенок делает максимально глубокий вдох, через несколько секунд делает плавный выдох. Затем упражнения на тренировку дыхания стоит продолжить уже в воде. Школьник, стоя по грудь в воде делает максимально глубокий вдох, погружается под воду, сгибает ноги в коленях и подводит к груди. В таком положении он должен находиться столько, сколько позволяют его

легкие. За одно занятие упражнение повторить пять раз. С каждой тренировкой время нахождения воде будет увеличиваться, и у некоторых оно достигает 1 минуты.

Обучение школьников можно начинать с техники кроля, которая была подробно описана выше. Также, простая техника плавания – брассом. Исходное положение – лежа на воде, руки и ноги вытянуты. Руки разводятся в сторону, делая мощный толчок вперед, в этот момент ноги согнуты в коленях, прижимаются к груди. Руки завершают гребок, сгибаются в локтях и возвращаются в исходное положение. Ноги в это время разводятся в стороны, возвращаются и в вытянутом положении возвращаются в исходную позицию. Вдох делается носом вместе с гребком руками, выход делается ртом в воду, когда ноги завершают свое движение.

Техники плавания

Существует множество техник плавания, со своими особенностями, как в координации движений, так и в технике дыхания.

Игры для детей в воде

Игровой процесс в воде очень важен в процессе обучения плаванию, так как он позволяет привыкнуть к воде, тренировать дыхание и реакцию, да и просто провести время весело и с пользой.

Игра Карлики – Великаны

Все игроки встают в одну линию, тело по пояс в воде. Ведущий говорит слово «Карлики» и все погружаются с головой в воду, на слове «Великаны» — все подпрыгивают из воды. Ведущий может чередовать в любом порядке эти два слова, победит тот, кто ни разу не собьется и выполнит верно команду.

Морской бой

Игроки делятся поровну и встают в две линии, лицом к лицу с противоположной командой. Когда ведущий дает команду, то детишки начинают активно брызгать водой друг в друга. Выиграет тот участник, кто дольше всего продержится, не будет вытирать лицо руками от брызг и поворачивать корпус тела в стороны.

Крокодильчики

Игроки делятся на две команды. Весь игровой процесс выполняется на глубине не более 50 см. Участники каждой из команд становятся в одну шеренгу. Первый участник принимает упор лежа, и на руках и, выполняя движения ногами начинает продвигаться вперед до установленной точки, после чего в точно таком же положении возвращается обратно и передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, в которой все частники быстрее выполнят данное упражнение.

Где можно учить плавать?

  • Если речь идет о самых маленьких карапузах от 3-4 месяцев до 1-2-3 лет, то лучше их учить плавать дома в ванной при температуре не менее 30 градусов. Это оптимальное место для подобных ныряний, так как это можно делать в любое время и можно прекрасно контролировать все погружения.
  • Примерно с 4, 5, 6 лет и далее можно уже учить детишек в озере, море или бассейне. Главное в самом начале познакомить карапуза со средой, чтобы он мог понаблюдать за вами, перестать бояться и мог самостоятельно стоять, сидеть в воде. Дайте ребенку ведро с совочком и пусть бегает в воду, набирает воду и песок и строит крепости. Таким образом в процессе игры на берегу моря он сможет очень быстро привыкнуть. Если вы сильно переживаете, то можете надеть на ребенка надувные нарукавники, но когда вы начинаете его учить и поддерживаете, то лучше это делать без специальных приспособлений.
  • А если у вас есть желание научить малютку в бассейне, то для вас всегда открыты двери и опытные тренеры обучат необходимым навыкам.

Учеба с тренером

Опытный тренер знает как правильно научить ребенка плавать. Маленькие дети легко поддаются обучению плаванию, они учатся быстро, и плавают уже в первое или второе занятие на несколько метро. Лучше всего, если обучение будет проходить под контролем тренера. Тренер сможет подобрать индивидуальную и интересную программу для малыша, будет следить за правильным выполнением всех упражнений.

Лучше всего выбирать бассейны, где набирают группу детей возрастной категории вашего сына или дочки. Такие группы занимаются по специально разработанным программам, под наблюдением опытных тренеров. Лучше всего посмотреть отзывы родителей, которые уже водят своих детей в какие-либо группы, чтобы выбрать наиболее профессионального тренера с эффективной программой обучения.

Стоит быть готовым к тому, что придется подстраиваться под расписание группы, так как пропускать занятия – деньги на ветер и нерегулярные тренировки не будут столь эффективными. Также, стоит быть готовым к тому, что такие занятия стоят недешево. Придется приобретать дополнительный инвентарь в виде купального костюма, шапочки, ласт и дополнительных плавательных приспособлений.

Вода в бассейне прохладная, поэтому детям со слабой иммунной системой, которые часто подвергаются простудным заболеваниям, стоит для начала привыкнуть к прохладной воде в домашних условиях. Попробуйте несколько раз в неделю принимать ванны температуры до 30 градусов.

К тому же вам наверняка будет интересно посмотреть как учат плавать в бассейне именно вашего сорванца. Некоторые бассейны оборудованы зрительным залом, где можно за кружечкой кофе понаблюдать за прогрессом.

Преимущества от занятий плаванием детям

Плавание имеет следующие положительные стороны:

  1. Мышцы тела всегда находятся в тонусе. Активная работа во время плавания мышц всего организма, плюс дополнительная разминка перед тренировкой – все это будет способствовать поддержанию мышц с раннего детства в тонусе.
  2. Активные занятия являются отличным кардиостимулятором. Любые тренировки, тем более процесс плавания стимулирует работу сердца и кровеносной системы, так как мышцы начинают сокращаться в несколько раз активнее, кровь циркулирует быстрее. Таким образом, и происходит процесс кардиостимуляции.
  3. Полезно для детей школьного возраста, так как плавание не дает развиться сколиозу. Плавание – это отличная зарядка для всего тела, в том числе и для позвоночника. Школьникам необходимы физические нагрузки, так как сидячий процесс в школе, дома за выполнением уроков – это основная причина развития сколиоза.
  4. Отличное времяпровождение, особенно в зимний период времени, когда физические нагрузки полезны для каждого человека. Зимой большую часть времени дети проводят в школе или дома перед телевизором или компьютером. Для укрепления здоровья, мышц, и предотвращения развития плохого зрения, лучше всю энергию направить на водные занятия.
  5. Предотвращает развитие лишнего веса. Во время плавания сжигается большое количество калорий, поэтому многие используют именно плавание для снижения лишнего веса.

На чем можно плавать?

    1. Необходимые плавательные средства для людей, которые плохо умеют держаться на воде – нарукавники, плавательные доски и нудлс. Все эти приборы небольшие по размерам специально были разработаны с целью поддерживать какую-то часть тела и давать мышцам немного отдохнуть, но, при этом продолжать плыть и удерживать тело на поверхности воды. Но лучше учить малютку без них, так как ребенок сразу должен привыкать к положению тела в воде и надеяться только на свои силы.
    2. Серф. Доска для занятий серфингом является предметом, который относится к экстремальным видам спорта. Лучше всего учиться в открытом океане, непосредственно на волнах, но если нет такой возможности, получить базовые правила катания на серфе можно и в специализированных центрах, где создается имитация волн и можно попробовать скользить по волнам, стоя на серфе. Дети очень любят кататься на серфе и можно с раннего возраста приучать мальчишку или девчонку это делать, тем более что это становится доступно в различных современных крытых комплексах.
    3. Лодки. В настоящее время существует большое количество лодок, начиная от надувных лодок, заканчивая моделями с гидромотором. Все зависит от целей отдыха, но в любом случае, лодка – это отличное средство для того, чтобы провести отдых с большой компанией. Если ваши дети любят нырять, то можно отплыть от берега и классно понырять в чистое озеро. Обязательно дайте малышу поуправлять лодкой. Ведь чем быстрее он научится плавать на различных плавсредствах, тем он будет более умелым, и вы будете спокойнее.
    4. Матрац. Надувной матрац разработан для плавания, при этом, можно совсем не касаться воды. Матрацы бывают разных типов, по размерам, есть модели с дополнительными массажными вставками, есть модели для детей. Это идеальное средство, чтобы учиться плавать, так как с него очень весело нырять.

Можно:

    • догонять, если он уплывает от ветра;
    • буксировать, держа одной рукой;
    • преодолевать огромные расстояния, так как нет страха заплыть далеко и выбиться из сил;
    • на нем всегда можно отдохнуть.

Начинать обучение ребенка плаванию лучше всего с раннего возраста. Подойти к этому процессу необходимо серьезно. Главное, это никакого экстрима. То есть сбрасывать кроху одного в бассейн или водоем с целью, что инстинкт самосохранения поможет ему научиться плавать – плохая затея, так как пупсик может не только не научиться плавать, получить испуг, но и приобрести психологический барьер боязни воды, с которым очень сложно бороться. Постепенные тренировки в бассейне, желательно с тренером, уже за короткое время смогут дать положительные результаты. А может быть, в вашей семье растет будущий чемпион? Если ребенку нравится водная стихия, необходимо поддерживать и развивать это направление.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток и витаминов. Чтобы быть по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет, заниматься физкультурой. Плавание для детей поможет вашему ребенку.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни.

Водные занятия закаливают ребенка помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения.

Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы эти навыки были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания.

В оздоровительном центре «Аквазнайка» с вашим ребенком индивидуально занимается квалифицированный опытный тренер. Большинство упражнений выполняется в форме игр, которые помогают привить малышу любовь к водной среде. Тренер учит ребенка ныряниям, прыжкам в воду, отрабатывает с ребенком элементы плавательных движений и готовит к самостоятельному плаванию. Во время занятий ребенок получает водный массаж и оздоровительную гимнастику направленную на укрепление всего организма.

Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье.

Квалифицированные тренеры по плаванию в бассейнах «Аквазнайки» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

Баночное питание везется просто в чемодане. В самолете и аэропорту ЖАРЫ нет)) И вот на месте отдыха вы ж не на пляже под солнцем его держать будете... Зачем холодильник-то? Хотя можно вообще питание не брать. На всех цивильных курортах есть магазины с детским баночным питанием. Я везла, просто потому, что не любитель на отдыхе тратить время на хождение по магазинам в поисках всяких нужностей, да и вдруг не будет именно того ассортимента, к которому привык ребенок? Если Вы не заморачиваетесь и едите все фирмы подряд, то нет смысла везти.
Про творог. Может меня тут закидают тапками, но я везла и агушу и творожок(в сумке холодильнике с хладоблоками, перелет прошёл замечательно, по приезду на место было ещё всё прохладненькое, дальше, ессно в холодильнике хранили). Малому было 10-11 мес. Кормить с общего стола я бы не рискнула! Хотя вот подруга годовасу уже оливье давала)) Все люди разные. Так что слушайте себя. Перелет, акклиматизация, смена еды и питьевой воды - это всё годовасу совсем не нужно. Если подумать о ребенке, то отдыхать надо в своей полосе...и т.д. ит.п. И я вот, чтоб избежать неприятностей и облегчить жизнь ребенку решила ничего не менять ни в еде, ни в воде. Ни разу не пожалела! Со средним первый раз летала в год и месяц, брала только баночное питание и сухую кашу. Остальное с общего стола.
Кстати, я перед отъездом за пару неделек ввела в его меню кашки фруто-няня готовые, очень удобно брать на всякий случай с собой (на пляж, на длит.прогулку), они не портятся часа три-четыре точно на жаре на пляже, в тенёчке, конечно, проверено. Больше не знаю.
Насчет свимтренера. Я купалась одна с двумя детьми (11мес + 2,5года). Просто не представляю, как можно было это проделать без свимтренеров?? Эти круги просто великолепны! Дети в кругах, я релаксирую рядом))) Даже оч. далеко заплывали с ними (малыша я одной рукой толкаю, старший за младшего держится). Никто ни разу не перевернулся! Абсолютно безопасны. Единственное, что посоветовала бы Вам купить его пораньше и походить в нем дома сначала, потом в ванне покупаться, чтоб привык. Мои были приучены с младенчества в ванне. Только в ванне с годовасом будьте аккуратнее, он уже ногами может оттолкнувшись, перевернуться. В море так не получится.
Про обувь...Ну не знаю, зачем годовасу резиновая обувь? Ему сложно будет в ней перемещаться. Выйдя из моря, как Вы говорите, мы, например, играли на мокром песке (там не жарко ногам) или на шезлонге. Потом обмыли ноги, вытерли и в коляс. Если только на пляже острые камни...Но вряд ли Вы с годовасом в такие условия едите.. На пляже босичком, босичком))) Это полезно!!
Ух...как длинно получилось.

Регулярные занятия ребенка плаваньем благотворно воздействует на детский организм, укрепляет иммунитет и развивает личностные качества ребенка. О том, как именно влияет плавание на организм ребенка, чему стоить учить детей в воде в разном возрасте и насколько часто устраивать походы в бассейн, рассказывают ведущие специалисты, спортсмены, имеющие опыт работы с детьми.

Татьяна Гавриленко

Старший тренер Premier Palace Fitness Club , инструктор по плаванью и аквааэробике, мастер спорта по триатлону и полиатлону, чемпионка Украины, призер кубков Европы и мира

Воздействие водной среды и водной гимнастики на организм грудного ребенка

Плавание в раннем возрасте имеет массу положительных моментов и благотворно влияет на детский организм. На грудничков плавание оказывает укрепляющее действие - укрепляются мышцы спинки, животика, шейки, ручек и ножек. Кроме того, грудничковое плавание стимулирует кровообращение, развивает сердечную мышцу и тонизирует кожу малыша.

Немаловажным является и то, что грудничковое плавание помогает избавиться от проявлений гипертонуса и гипотонуса, анемии и рахита. Те крохи, которые регулярно занимаются плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, а также раньше начинают ползать и ходить. Также занятия плаванием снимают напряжение, способствуют более глубокому сну и улучшению аппетита, служат профилактикой против простуды, сколиоза, сутулости, нарушений осанки, мышечной дистонии.

Занятия в воде воздействуют практически на все органы и системы детского организма

Дыхательная система

Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание - мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения

Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат

В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Выделительная система

Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Закаливание, терморегуляция

Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится менее подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Центральная нервная система

При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма ребенка. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

Стрессовые состояния ребенка

Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом и заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.

Формирование личности

Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети, плавающие с рождения, более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни. Водные занятия закаливают ребенка, помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения. Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы они были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье. Квалифицированные тренеры по плаванию в фитнес-клуба «Премьер Палас» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

У плавания есть противопоказания:

  • врожденный порок сердца,
  • кожные заболевания, которые сопровождаются нарушением целостности кожного покрова (та же экзема), заразные кожные инфекции (чесотка)
  • насморк, острые вирусные инфекции. Занятия стоит пропустить и в том случае, если у ребенка поднялась температура
  • что касается профессионального плавания – чтобы быть принятым в секцию, малыш должен быть абсолютно здоров.

Елена Марченко

Инструктор по плаванию Premier Palace Fitness Club, мастер спорта международного класса по подводному плаванию. Многоразовая чемпионка и рекордсменка Украины, Европы и мира.

Плавание с малышами 1,5-3 года

Если вы решили приобщить ребенка к воде в этом возрасте, будьте готовы к тому, что возможно, на первых занятиях ребенок не захочет заходить в воду, будет напряжен и скован, очень беспокоен или будет плакать - это боязнь воды. Чем позже ребенок начинает осваивать водную среду, тем дольше длится период водной адаптации ребенка. Здесь не стоит торопить малыша, не нужно его заставлять. Ребенок должен войти в воду добровольно. Игра - самый лучший способ познания нового и преодоления страхов. На первых занятиях тренер и родители, играя с ребенком, постепенно завлекают его в воду и в конечном итоге, сам того не заметив, малыш все-таки оказывается в бассейне. Но на это может уйти не одно и не два занятия.

Занятия нужно проводить регулярно, не реже 2-3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде. Малышей не обучают кролю на спине или на груди, в таком возрасте невозможно научить согласованию дыхания с движениями рук или ног. Про обучение спортивным стилям плавания можно говорить только в 5-6 лет, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, что у него появится способность к обучению. Главное в возрасте до трех лет – это контакт с водой, положительные эмоции, формирование правильного отношения к воде, оздоровление и разумная физическая нагрузка.

Если малыш не знаком с «грудничковым» плаванием, то с 1,5-3 лет ребенок обучается самому простому:

  • не бояться воды,
  • безбоязненно играть и плескаться,
  • делать попытки лежать на воде,
  • осваивать выдох в воду.

Если же к полутора годам малыш уже опытный «грудничковый пловец», то он может свободно нырять и плыть под водой, учится держаться в воде, учиться скользить на воде. Ближе к 2,5-3 годам можно приучать к плавательным очкам, маске с трубкой.

Плавание с детьми 3-4 лет

К трем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Во время занятий тренер по плаванию:

  • знакомит ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению рук и ног, что при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а в вертикальном плохо),
  • учит открывать глаза под водой,
  • задерживать дыхание,
  • держаться на воде и скользить по ее поверхности,
  • научит «чувствовать воду»,
  • правильно набирать и выпускать воздух во время плавания,
  • выполнять правильные движения ногами вверх - вниз.
  • Все эти занятия подготавливают малыша к спортивным и прикладным способам плавания.

Плавание с детьми 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают осваивать более сложные координационные действия, способны лучше концентрировать свое внимание на выполняемых ими движениях и хорошо усваивают указания взрослых. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать. С детьми 4-5 лет тренер проводит занятия и игры, помогающие ребенку обрести определенную степень свободы в водном пространстве:

  • научиться передвигаться под водой;
  • плавать спортивными и прикладными способами плавания;
  • научиться нырять в глубину и длину;
  • освоить подводное плавание с маской, очками, ластами, трубкой;

Ближе к 5 годам дети способны тренироваться любыми стилями, однако развитие техники плавания ребенка находится в начальной стадии, и его движения будут лишь напоминать правильные.

Только начиная с 5-6 летнего возраста ребенок становится способен внимательно слушать наставника и правильно выполнять его указания. Ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде. Если хотите чтобы он стал отличным пловцом, в 5-6 лет ребенка целесообразно отдавать в групповые секции по плаванию. Учтите, что для достижения результатов ему придется несколько раз в неделю (в начале - 3 дня, позже - 5-6 дней) заниматься, причем это будут целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения - все это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. А если так… Возможно, он станет чемпионом!


Close